Археологи нашли в Новгороде бронзовый псалий в стиле Борре

Археологи обнаружили в Троицком раскопе Великого Новгорода редкий бронзовый псалий, выполненный в скандинавском стиле Борре. Артефакт нашли во время исследования культурных слоев первой половины — середины X века. Об этом сообщается в пресс-релизе МГУ.

В 1932 году известный российский ученый Артемий Арциховский создал Новгородскую археологическую экспедицию. За прошедшие с того момента десятилетия исследователи успели изучить больше 50 участков в разных районах средневекового города, занимающих площадь более 40 тысяч квадратных метров. В 1951 году сотрудники этой экспедиции сделали важнейшее открытие в отечественной археологии XX века — обнаружили первую берестяную грамоту, которых с того момента было найдено более тысячи (о находках прошлого года можно узнать в нашей трансляции «Онлайн: берестяные грамоты 2021»).

За годы работ в Великом Новгороде археологи нашли целые средневековые кварталы с остатками различных сооружений: дорог, систем благоустройства, административных зданий и усадеб. Коллекция предметов материальной культуры насчитывает уже больше 150 тысяч отдельных находок. Одной из них стал обнаруженный в 2000 году так называемый «Новгородский кодекс» («Новгородская псалтырь») — самый ранний памятник, созданный древнерусским переписчиком на старославянском языке, и одновременно древнейшая известная книга Руси. Среди открытий последних лет обращают на себя внимание берестяные грамоты, средневековые костяные коньки, свинцовые вислые печати, фрагменты чешского стеклянного сосуда, крепостная башня и Немецкий двор.

Участники Новгородской археологической экспедиции МГУ и исследователи из Новгородского музея-заповедника под руководством Андрея Степанова (Andrey Stepanov) ведут работы в Троицком раскопе Великого Новгорода. В нынешнем сезоне археологи сосредоточили свои усилия на древнейших слоях средневекового города, относящихся к первой половине — середине X века.

Исследователи обнаружили бронзовый псалий (элемент узды), изготовленный в скандинавском стиле Борре — одном из основных художественных стилей эпохи викингов. Подобные предметы обычно встречаются в Северной Европе, однако на территории Древней Руси они редки. Лопасти артефакта выполнены в виде звериных голов. Ближайшие аналогии этот псалий находит на острове Готланд и на территории Норвегии. Археологи отметили, что в Новгороде предметы в скандинавском стиле редкость. Но в 2014 году неподалеку от нынешней находки была обнаружена целая коллекция скандинавских древностей, состоящая из 20 артефактов — предметов вооружения, украшений, амулетов, поясной гарнитуры, а также разных бытовых вещей.

В этом году уже сообщалось о находках, сделанных в Великом Новгороде. Так, на территории Юрьева монастыря археологи раскопали фрагменты фресок из Георгиевского собора. Кроме того, под бетоном и фундаментом корпуса медопивоваренного завода нашли золотую печать и пять берестяных грамот. А на Немецком дворе обнаружили европейскую посуду и обувь.

Женщину-мигрантку эпохи бронзы распознали по неместным украшениям одежды