Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Редакция N + 1 вела онлайн-репортаж с традиционной лекции, посвященной берестяным грамотам, найденным археологами в этом сезоне. О том, что в этому году удалось прочитать на бересте, рассказывал член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.
22:12 На этом лекция заканчивается, заканчивается и наш онлайн. Спасибо, что были с нами!
22:10 Взятки в древнем Новгороде всех очень живо интересуют, теперь спрашивают, а была ли легальная, узаконенная плата, судебная пошлина. Да, была, говорит Гиппиус.
22:02 Все живо обсуждают, может ли «посул» быть все же не взяткой, а некоей законной платой, вспоминают ганзейские документы с жалобами на новгородцев. Тысяцкие и посадники часто меняются, и всем надо платить, есть и обратные жалобы — новгородцы жалуются на немцев, которые эти посулы не платят. И это могло в разные времена и запрещаться, и считаться вполне законной практикой, говорит один из участников дискуссии.
21:55 Пока все грамоты находятся в Институте археологии, они будут отреставрированы, отсканированы, и затем переданы в Новгородский музей.
21:53 Начинают обсуждать топоним Хатунь — действительно ли это подмосковный город? И тать был московский, а Москва, следовательно, была для новгородцев «зарубежьем».
21:51 Федор Успенский сомневается в версии Гиппиуса, что Селефонт действительно производное от Ксенофонта, ему кажется, что это ближе к Селивану. Гиппиус соглашается, что может быть это такая контаминация двух имен.
21:44 Странную историю замечают слушатели: почему-то в основном тексте грамоты яти употребляются правильно, без ошибок, а вот в приписке между строк почему-то есть мена. «Возможно, это два модуса письма», — полагает Гиппиус.
21:44 Спрашивают датировку свинцовой грамоты. Скорее всего 12 век, явно домонгольская, говорит Гиппиус.
21:43 Гиппиус заканчивают лекцию поздравлением в адрес украинских археологов. Теперь вопросы из аудитории.
21:40 Грамоты в России кончились, но есть еще одна удивительная находка: свинцовая грамота, обнаруженная в Хмельницкой области на Украине. Это вторая такая грамота. Вот так она выглядит:
21:30 Перемещаемся в Рязань, которая до 18 века называлась Переяславлем Рязанским. Это 15 век, и в это время ожидали 7000 года, и конца света. И в грамоте присутствует фрагмент текста, связанный с этими апокалиптическими ожиданиями. В нем цитируется текст, известный по другим источникам — в пасхалиях. В нем предписывается, например, бежать неверия.
21:27 В грамоте, найденной по соседству в раскопе в середине есть странное выражение НЕ СВАРИСЬ ИГУ... В этом «игу» хочется увидеть игумена, но может быть это И + начало имени? Какого-нибудь Густава с Немецкого двора. Остается ждать, что отыщутся еще фрагменты этой грамоты.
21:25 Гиппиус приводит письмо о конфликте некоего Хермана с новгородцем Павлом, который закончился тем. что первый оказался в тюрьме, и выбраться сумел только благодаря только тому, что заплатил possul тысяцкому.
21:21 Грамота 1142 не имеет ни начала, ни конца — это фрагмент четырех строчек. Однако она интересна тем, что в середине мелким почерком вписана еще одна строка: НА ПОСУЛЕХ УВЕДОШАСЯ. Посул — «взятка» в древнерусском, то есть некто договорился о чем-то за взятку. Интересно, говорит Гиппиус, что слово «посул» встречается в ганзейских документах, например в письмах немецких купцов из Новгорода.
21:18 Перемещаемся на Иоанновский раскоп — по соседству с Немецким двором. Здесь были найдены интересные вещи — фрагмент черепицы, фрагмент каменного декора, явно европейского производства. Здесь были найдены две грамоты 14 и 15 века.
21:14 Таким образом, из-за голода и отсутствия охоты кому-то нечего было дать. Не исключено, что грамота была написана в 1215 году, когда Новгород был охвачен эпидемией и голодом.
21:11 Полный текст выглядит примерно так: [к]- [голод]е ни [в]о л[ѣ]с[ѣ] ло⸗ ва а нꙑн[ѣ]ча намо нѣ со чимо его [бꙑ]ло пꙋсти⸗(ти) ...
21:07 В конце строки видны только нижние части букв, и вот так Гиппиус предлагает их расшифровать:
21:04 Когда этот «мячик» развернули, получилась длинная строчка, смысл которой сводится к тому, что кого-то «не с чем было пустить».
21:05 Перемещаемся на Троицкий раскоп, который сейчас уже достиг домонгольских слоев. И вот так выглядит первая грамота, найденная там в этом году.
21:01 В следующей грамоте (номер 1141), тоже с Ильиной улицы, всего два слова: три векши, то есть три белки — это такая финансовая единица в Древней Руси, не слишком большая — то есть речь идет о некоем предмете, оцененном в эту сумму.
20:58 Интересно, что в тексте на месте и без ошибок стоят все редуцированные гласные.
20:54 Дальше пошло описание торговой операции: адресат выдал Гюряте (форма имени «Георгий») пять сорочков (единица измерения), а Гюрята у него взял пять сорочков. Адресату предлагается взять Гюряты та Перед нами не письмо, а документ, который подтверждает право взять у Гюряты то, что он должен пишущему. Это какая-то форма векселя, говорит Гиппиус.
20:48 Пишет КЪСНЯТИН (форма имени «Константин») к Пеке (ПЬКЕ). Имя адресата не встречалось прежде, говорит Гиппиус. Известны фамилии 17 века — Пекин, Пекуча, видимо еще одно славянское имя.
20:47 Следующая грамота из шурфа на Ильиной была найдена в тот же день, написана она очень профессионально, в ней много палеографиеских мелочей, которые выдают руку искусного писца. Вот она:
20:42 Следующая грамота адресована от Ксенофонта (написано «Селефонта») к Спирке: ЧТО ЕСИ ЗАПОВЕДАЛЪ С ПОЛУ РУБЛЯ ЧЕМУ ЕСИ НЕ ПРИСЛАЛЪ. «Заповедать» может означать «объявить на торгу», долговые договоры заключались устно, объявлялось публично, что такой-то должен такому-то столько-то. И в письме видимо есть упрек должнику — почему он не возвращает то, что должен.
20:39 Продолжаем говорить о находках на Ильиной улице, предыдущие две грамоты нашли прямо на мостовой, а еще две нашли уже в шурфе. Вот так он выглядел:
20:37 Гиппиус: согласно древнерусскому праву, вора взятого с поличным, можно было убить. Но если вор попадал в руки судебных властей, и начиналась правовая процедура, и возможно, автор письма жалуется, что вопрос не удалось решить на месте, и теперь этому господину надо приезжать, чтобы участвовать в процедуре.
20:32 ДА ТАТЯ У И ВЫНЯЛИ РЬКШЬ НА ПОРУКУ АНО СИЛОЮ — то есть вора (татя) забрали у кого-то, кто его арестовал, сказав, что на поруки, но при этом и силою. ДА СРОКЪ ОУЧИНИЛИ В СУБОТУ СТАТИ ИМО — это видимо назначенный срок разбирательства дела этого татя. И НЫНЕ ГОСПОДИНЕ ПРИСКОЧИ КО МНЕ. История запутанная, говорит Гиппиус, контекст неясен, очень жаль, что у нас нет ни начала, ни конца, но видно, что тут происходит некая правовая коллизия с татем.
20:30 А глагол «перемчать» встречается у Аввакума.
20:24 И ПЕРЕМЧАЛИ Г(ОСПОДИ)НЬ ЗА РОБЕЖЬ ДО ХОТУ(НЯ). Хатунь — существовавший город, но рубеж поэтому вряд ли означает «границу».
20:21 В тексте прочитывается слово б(в)ариновы — соблазнительно предположить, что это слово «барин», но это сомнительно, поскольку само слово «барин» возникает достаточно поздно, фонетически преобразовавшись из «боярина». Для времен, когда существовали бояре это еще слишком рано, поэтому Гиппиус говорит, что не будет гадать сейчас и оставляет этот вопрос открытым.
20:19 Вторая грамота с Ильиной улице примечательная тем, что в ней есть отверстие, через которую продет остаток берестяной же «веревочки». То есть, объясняет Гиппиус, возможно, грамота была запечатана шнуром и печатью, как это делали с пергаментными свитками. Следовательно, это был текст особой важности.
20:18 Первая новгородского грамота этого сезона совсем короткая — одна строчка: ... А МЫ Г(ОСПОДИ)НЕ ПЕРЕЛОГЪ... Перелог — это земледельческий термин, имеет отношение к двухпольной системе, когда поле оставляют отдыхать под паром.
20:15 Теперь речь идет о раскопках на Ильиной улице в Новгороде. Там планируется сделать пешеходную улицу, и для этого обнажили деревянные мостовые, по которым мог ходить Феофан Грек. И на этой мостовой были найдены две берестяные грамоты.
20:12 Имя это не славянское, есть работа, в которой обосновывается тюркское происхождение этого имени. В новгородских грамотах встречаются тюркские имена, есть они и в граффити в Софийском соборе, где расписался некий Сандус. Соболевский упоминал неких шельбиров, тюркское племя.
20:10 Гиппиус говорит, что в этой грамоте прослеживается «три этажа» правок, то есть писец несколько раз переправлял фрагменты текста, в частности, имена. Это заставляет усомниться, правильно ли мы эти фрагменты прочли. И похоже, правка имени на «Шелва» определена правильно, поскольку это имя встречается в других старорусских грамотах, а еще и в Ипатьевской летописи.
20:07 Вот эта грамота:
20:03 Бе — это, видимо, сокращение от «берковец», Жас — это славянское имя, родственное привычному нам слову «ужас».
20:01 Старая Русса, грамота номер 52, вторая половина 13 века: У БОРИСА ПОЛУТОРА БЕРКОВКА (берковец — это скандинавская мера, обычная для соли). У ТВЕРДЯТЕ ПОЛУТОРА : У ЦЮДИНА ПОЛО БЕ : У ИГНАТА B (два) ОУ ДМИТРА ПО БЕ У ЖАСА БЕ.
19:58 А точнее сказать, некий Григорий хочет получить с кого-то деньги, которые он давал в «кредит», то есть под проценты.
19:56 Перед нами, как говорит Гиппиус, текст тяжбы:
19:53 Вот так выглядит текст, читается с трудом:
19:50 Чернильных грамот было найдено немного, одна — в Новгороде (496) и в Москве (грамота N3).
19:46 Гиппиус начинает рассказывать о 13-й грамоте, найденной в 1950-е годы, а потом потерянной, и найденной совсем недавно. Об истории потери и находки мы уже рассказывали. Примечательна эта грамота была тем, что текст ее был написан чернилами, и именно поэтому прочитать ее тогда не получилось. И вот теперь мы, судя по всему, скоро узнаем, что же там было написано.
19:45 В Новгороде в этом году было найдено восемь грамот, в таблице ниже — их датировка. И в этом году впервые была найдена грамота на территории современной Рязани (не путайте со старой Рязанью), она стала 13 городом, где нашли берестяные грамоты.
19:43 Традиционные проблемы с демонстрацией экрана с презентацией : )
19:40 Алексей Гиппиус рассказывает о «наведении порядка» в базе данных Грамоты.ру, она уже обновляется, и к концу года они рассчитывают, что все будет приведено в порядок за счет средств гранта РНФ.
19:30 Итак, мы начинаем. Как положено в пандемические времена, лекция идет в зуме, но подключаться туда уже бесполезно, лимит исчерпан, в зуме 300 человек. Зато есть общедоступная трансляция в YouTube. Вот она:
19:20 Для тех, кто с нами впервые, рассказываю. Это традиционная лекция, посвященная берестяным грамотам, найденным археологами в этом году, и это главное лингвистическое событие года, поскольку главное в этой лекции — расшифровка, чтение и перевод текстов берестяных писем, написанных почти тысячу лет назад.
Пока лекция не началась, вы можете прочитать наши материалы о берестяных грамотах 2017, 2018 и 2019 годов.
19:18 Всем привет, это Илья Ферапонтов, мы сегодня будем смотреть лекцию Алексея Гиппиуса о берестяных грамотах этого сезона.