В Новгороде нашли три десятка булл и раскопали многоярусный некрополь с плотными рядами захоронений

Среди находок выделяется свинцовая печать Владимира Мономаха

Российские археологи рассказали о предварительных результатах раскопок, проходивших на нескольких участках в Великом Новгороде. Помимо прочего, только в Троицком-XVII раскопе исследователи обнаружили три десятка свинцовых печатей, включая буллу князя Владимира Мономаха. На другом раскопе, заложенном у церкви Иоанна Предтечи, археологи нашли позднесредневековый некрополь с очень плотными рядами и ярусами захоронений. Об этом исследователи сообщили на Заключительной археологической пятнице в Новгородском музее-заповеднике.

С 1932 года в современном Великом Новгороде работает Новгородская археологическая экспедиция, которую организовал известный советский историк и археолог Артемий Арциховский. В первую очередь работа исследователей, изучающих культурные слои древнего и средневекового города, известна по находкам берестяных грамот, количество которых в настоящее время уже превысило 1200 штук. Однако одними берестяными документами дело не ограничивается. Например, одним из важнейших открытий последних лет можно назвать обнаружение средневекового Немецкого двора, на котором, среди прочего, пару лет назад нашли любопытный артефакт — игрушечный меч с рунической надписью.

В нынешнем году работы в Великом Новгороде проходили на многих участках, включая Троицкий-XVII раскоп, где они еще будут продолжаться — ученым необходимо здесь обязательно завершить исследования древнейших культурных напластований, поскольку вскоре на этом месте должно начаться строительство археологического центра имени Валентина Янина.

Ольга Тарабардина (Olga Tarabardina) из Новгородского музея-заповедника сообщила на Заключительной археологической пятнице о некоторых результатах работ на Троицком-XVII раскопе в этом полевом сезоне, где исследования вели сразу четыре научных организации. Помимо изучения остатков древних и средневековых усадеб и мостовых, археологи собрали внушительную коллекцию предметов материальной культуры — к концу августа их количество превысило 8400 единиц, включая 37 берестяных грамот.

Среди артефактов из этого раскопа выделяются три десятка свинцовых актовых печатей, включая буллу князя Владимира Мономаха (конец XI века), буллы других неизвестных князей и печати прочих новгородских должностных лиц. Нередко встречались монеты различных периодов, в том числе более 30 западноевропейских денариев, нательные кресты, амулеты, украшения и прочие вещи. Ярким артефактами также стали навершие плети из моржовой кости, изготовленное в виде птичьей головы, резное деревянное навершие, а также изображения на камнях.

Петр Гайдуков (Petr Gaydukov) из Института археологии РАН рассказал о работах на других раскопах Великого Новгорода. В 38-м квартале, где ранее нашли Немецкий двор, ученые работали в Иоанновском раскопе — рядом с церковью Иоанна Предтечи, заложенной в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. Здесь исследователи обнаружили большой позднесредневековый некрополь с очень плотными рядами и ярусами захоронений.

Гайдуков отметил несколько важных особенностей этого некрополя. Во-первых, он включает захоронения как Московского периода, так и периода Новгородской республики, когда у церкви хоронили людей, которых, скорее всего, здесь же когда-то и крестили. Во-вторых, погребения этого комплекса отличались тем, что нередко люди покоились в очень узких деревянных гробах (шириной 40–45 сантиметров), причем ящики часто делались без гвоздей. То есть доски устанавливались в могилу, после чего туда помещалось мертвое тело, которое предварительно плотно пеленали, а затем сверху оно перекрывалось еще одной доской и листами бересты.

Помимо этого, в некрополе присутствовали погребения в колодах под каменными плитами — свидетельство того, что в них покоились достаточно знатные люди; а также погребения в дубовых колодах без плит. Еще одной особенностью захоронений этого комплекса, по словам Гайдукова, выступает минимальное количество артефактов, с которыми хоронили покойных, причем это касается даже нательных крестов. Лишь иногда вместе с покойными встречались остатки кожаной обуви (тапок или сапог), что отражает особенности погребального обряда того времени. Кроме того, в последних числах августа исследователи обнаружили в этом некрополе каменный саркофаг длиной всего около 135 сантиметров. Возможно, в нем покоились останки боярского ребенка.

На N + 1 нередко рассказывали об интересных находках, сделанных в Великом Новгороде. Так, в прошлом году, среди прочего, в этом городе обнаружили сребреник князя Владимира Красно Солнышко, а также раскопали берестяные грамоты и буллу князя Ярослава Ярославича.

Жители Милана употребили листья коки еще в XVII веке