Модель предсказала быстрое вымирание карликовых бегемотов и слонов на Кипре

Ученые оценили, как долго эти животные сосуществовали с людьми

Группа ученых оценила, сколько времени потребовалось бы охотникам-собирателям, поселившимся на Кипре около 14–13 тысяч лет назад, для того, чтобы полностью уничтожить популяции карликовых бегемотов и слонов. По данным исследователей, даже без учета климатических изменений, которые происходили в конце плейстоцена — начале голоцена, у нескольких тысяч людей на это бы потребовалось меньше тысячи лет. Однако палеонтологические данные говорят о том, что в действительности вымирание происходило медленнее, чем предсказывает модель. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

До сих пор ученые регулярно спорят, что или кто послужил основной причиной вымирания многих видов мегафауны в конце эпохи плейстоцена — начале голоцена. Одни исследователи склонны обвинять в этом расселившихся по нашей планете людей современного анатомического вида (Homo sapiens), другие — нередко списывают все на происходившие изменения климата и окружающей среды. При этом даже если попытаться совместить обе гипотезы, встает вопрос, о вкладе каждой из причин в вымирания.

Особенно остро эта дискуссия протекает вокруг Америки и Австралии, где до сапиенсов никаких других видов людей не было, а после их прибытия многие представители мегафауны достаточно быстро исчезли. Нередко исследователи также обсуждают вопросы, касающиеся причин вымирания крупных животных на отдельных островах. В частности, это касается Кипра, где, по последним сведениям, первые люди поселились около 14–13 тысяч лет назад, то есть в эпоху эпипалеолита, когда они еще не владели навыками ведения производящего хозяйства.

В новой работе Кори Бредшоу (Corey Bradshaw) из Университета Флиндерса совместно с коллегами из Австралии, Германии, Кипра и США решил оценить, как быстро были способны заселившие Кипр люди уничтожить местную мегафауну. К последней относились всего лишь два вида крупных млекопитающих: карликовые бегемоты (Phanourios minor) и карликовые слоны (Palaeoloxodon cypriotes). Взрослые особи первого вида достигали массы примерно в 130 килограмм, а второго — около 530 килограмм, то есть примерно на порядок меньше, чем у их современных африканских родственников.

По оценкам исследователей, к моменту прибытия людей на Кипр там могли проживать около 14,3 тысячи карликовых бегемотов и примерно 5,1 тысячи карликовых слонов. Ученые считают, что уже за первые несколько сотен лет пребывания на этом острове количество местных охотников-собирателей выросло до нескольких тысяч человек. Они полагают, что риски вымирания у карликовых бегемотов появились, когда на острове количество людей превысило три тысячи, а при достижении примерно четырех с половиной тысяч — вымирание было уже почти неизбежно. Что касается карликовых слонов, то риски возникали также примерно при трех тысячах человек, а неизбежность вымирания наступала приблизительно при семи с половиной тысячах.

Ученые рассчитали, что примерно 3700 охотников-собирателей уничтожили бы обитавших на острове карликовых бегемотов примерно за 800 лет, в то время как примерно 4500 людей — меньше чем за 100 лет. Для вымирания карликовых слонов примерно за 800 лет требовалось уже около 6300 человек, но при этом более 7000 человек уничтожили бы слонов меньше чем за 100 лет. В то же время исследователи подчеркнули, что их оценки не учитывали некоторых важных факторов, например влияния климатических изменений на численность популяций местной мегафауны. Кроме того, другие источники мяса могли бы замедлить исчезновение карликовых бегемотов и слонов на острове.

Тем не менее модель исследователей предполагает, что примерно через тысячу лет после заселения Кипра охотниками-собирателями и карликовые слоны, и карликовые бегемоты исчезли. Однако доступные на сегодняшний день палеонтологические данные и радиоуглеродные даты дают несколько иную оценку. Так, по данным ученых, карликовые бегемоты вымерли около 12–11,1 тысячи лет назад, а карликовые слоны — около 10,3–9,1 тысячи лет назад, то есть примерно через 1187–3165 и 2835–5184 года после прибытия на остров первых людей соответственно.

Ранее мы рассказывали о заселении Кипра земледельцами и животноводами. По мнению палеогенетиков, основной вклад в местную популяцию докерамического неолита внесли люди, происходившие из Анатолии.

В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита