В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев

На это указала реконструкция рациона хищника

Южноамериканские индейцы, возможно, держали напоминавших шакалов вымерших псовых Dusicyon avus в качестве компаньонов или домашних питомцев. Исследователи сделали такое предположение, проанализировав скелет представителя данного вида, который был обнаружен в захоронении возрастом около 1500 лет, расположенном на северо-западе Патагонии. Судя по соотношению изотопов углерода и азота в костях хищника, люди регулярно кормили его своей пищей. Впрочем, как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, имеющихся данных пока все же недостаточно для однозначных выводов.

К подтрибе южноамериканских псовых (Cerdocyonina) относятся десять современных видов, от похожих на лисиц представителей рода Lycalopex до гривистых волков (Chrysocyon brachyurus) и кустарниковых собак (Speothos venaticus). В эту же группу входили вымершие фолклендский волк (Dusicyon australis) (также известный как фолклендская лисица или варрах) с одноименного архипелага и его ближайший родственник D. avus, обитавший в континентальной части Южной Америки, а именно в Аргентине и Чили. Представители обоих видов были хищниками и падальщиками среднего размера, которые весили примерно 10-15 килограмм и, вероятно, занимали экологическую нишу шакалов. При этом исчезли они сравнительно недавно: фолклендского волка истребили европейские скотоводы в конце XIX века, а D. avus исчез по неясной причине не ранее, чем 400-700 лет назад.

По мнению ряда исследователей, у псовых из рода Dusicyon могли сложиться тесные взаимоотношения с коренными жителями Южной Америки. В пользу этой идеи свидетельствуют некоторые археологические находки. Например, на памятнике Ломас-де-лос-Муэртос в Аргентине было обнаружено захоронение особи D. avus, которая, согласно одной из интерпретаций, была домашним питомцем. А предки D. australis, возможно, были завезены на Фолклендские острова индейцами, которые посещали этот архипелаг задолго до европейцев (кроме того, в XIII–XV веках фолклендские волки, судя по изотопному анализу их костей, питались в основном останками крупных морских хищников, добытых людьми из народа яганов).

Команда специалистов, которую возглавила Синтия Аббона (Cinthia C. Abbona) из Национального совета по научным и технологическим исследованиям Аргентины, представила новые доказательства гипотезы об особой связи между представителями рода Dusicyon и южноамериканскими индейцами. В центре внимания исследователей оказался практически полный скелет хищного млекопитающего, который был обнаружен в 1991 году на археологическом памятнике Каньяда-Сека — доиспанском захоронении охотников-собирателей на северо-западе аргентинской Патагонии, возраст которого составляет около 1500 лет. Здесь же находились останки по крайней мере 24 человек.

Первоначально считалось, что скелет хищника из Каньяда-Секи принадлежал южноамериканской лисице из рода Lycalopex. Однако Аббона и ее коллеги выяснили, что данная интерпретация неверна. Они провели морфологический анализ найденных на погребении черепа и зубов и пришли к выводу, что их обладателем был вымерший D. avus. Изучение митохондриальной ДНК, выделенной из лучевой кости и позвонка образца, подтвердил, что останки с Каньяда-Секи принадлежали представителю рода Dusicyon. По словам авторов, их открытие сдвигает известные границы ареала D. avus на несколько сотен километров к северо-западу.

Возраст останков D. avus с погребения Каньяда-Сека по данным радиоуглеродного анализа составил 1505 лет. Таким образом, эта особь оказалась в захоронении примерно в одно время с людьми. Исследователи также реконструировали рацион животного, основываясь на соотношении изотопов 13С/12С и 15N/14N в его костях. Оказалось, что диета D. avus с погребения Каньяда-Секи намного больше напоминала таковую у захороненных здесь же людей, чем у других местных хищников — пумы (Puma concolor) и двух видов из рода Lycalopex. Животное занимало высокий трофический уровень и употребляло довольно много C4-фотосинтезирущих растений (вероятно, кукурузы (Zea mays), которую в ограниченном количестве выращивали жители региона).

Аббона и ее коллеги признают, что имеющихся в их распоряжении данных недостаточно, чтобы однозначно реконструировать взаимоотношения D. avus из Каньяда-Секи с людьми. Однако, поскольку рацион этой особи в основном соответствовал рациону захороненных здесь же охотников-собирателей, существует вероятность, что они кормили ее своей пищей на протяжении долгого времени. Возможно, хищник был компаньоном или даже питомцем индейцев — причем играл в их жизни столь важную роль, что после смерти его похоронили вместе с людьми.

Современные южноамериканские псовые сталкиваются с серьезными угрозами со стороны человека и завезенных им инвазивных видов. Одна из них — скрещивание с домашними собаками. Например, несколько лет назад в Бразилии было обнаружено странное животное, которое оказалось гибридом собаки с парагвайской лисицей (Lycalopex gymnocercus). По словам ученых, проникновение собачьих генов в популяции южноамериканских псовых может серьезно снизить приспособленность этих хищников.

Дата рождения определила репродуктивную тактику самцов кальмара