Индейцы яганы оказались на Фолклендских островах задолго до европейцев

Антропологи обнаружили самые ранние свидетельства пребывания человека на Фолклендских островах. По всей видимости, как минимум в XIII–XV веках индейцы яганы добирались до архипелага на каноэ, чтобы добывать южных морских львов и хохлатых пингвинов. На это указывают обнаруженные кости животных, а также рост количества пожаров на островах. Кроме того, ученые установили, что вымершие фолклендские волки питались в основном крупными морскими хищниками – это могло быть следствием взаимодействия с человеком. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Фолклендские острова расположены примерно в 450 километрах от восточного побережья Аргентины в южной части Атлантического океана. Официально острова были открыты европейцами в 1591–1592 годах во время экспедиции английского корсара Томаса Кавендиша. Однако постоянные поселения здесь появились значительно позже и связаны они с прибытием в 1764 году французов и в 1766 году британцев. Долгое время считалось, что до европейцев острова никогда не были заселены людьми. Однако это не объясняло присутствие на островах фолклендского волка (Dusicyon australis) (также известного как фолклендская лисица или варрах) – некогда единственного наземного хищного млекопитающего. По всей видимости, эти животные приплыли туда на лодках вместе с индейцами.

Британский ученый и путешественник Чарльз Дарвин (Charles Darwin), посетивший острова в 1833–1834 годах отмечал, что местные морские течения благоприятствовали переносу каноэ и плавучего леса от Огненной Земли до берега Западного Фолкленда. Кроме того, еще в 1979 году местный фермер обнаружил в северной части острова Нью-Айленд каменный наконечник стрелы, изготовленный из фолклендского кварцита. Этот артефакт был сделан по технологии, распространенной на Огненной Земле в последнюю тысячу лет.

Кит Хэмли (Kit Hamley) из Университета штата Мэн совместно с учеными из Великобритании и США исследовал свидетельства раннего пребывания человека на Фолклендских островах. Антропологи отметили, что установить точные сроки кажется сложной задачей, поскольку небольшая группа или временное население могло практически не оставить после себя культурного материала. Однако, по их мнению, палеоэкологические данные могут свидетельствовать об антропогенном влиянии на чувствительные экосистемы островов, проявляясь в увеличении количества пожаров, интродукции или вымирании видов.

Ученые провели обследование территории на острове Нью-Айленд, где в 1979 году был обнаружен каменный наконечник. Исследователям удалось раскопать останки не менее 73 южноамериканских морских львов (Otaria flavescens) и 77 хохлатых пингвинов (Eudyptes chrysocome). Радиоуглеродный анализ десяти образцов показал, что накопление костей произошло между 1275 и 1420 годами нашей эры.

Изучение палеопожаров в районе самой высокой точки Фолклендских островов — горы Асборн — показало, что на протяжении порядка 13 тысяч лет сжигание биомассы проходило равномерно. Первое заметное увеличение количества пожаров произошло около 200 года нашей эры, однако двукратный рост пришелся на 1450–1600 года. Похожая ситуация наблюдалась и во время прибытия европейцев на Фолклендские острова.

Исследователи также оценили возможное время прибытия на острова фолклендского волка. Для этого были изучены шесть фрагментов ископаемых костей, обнаруженных на острове Западный Фолкленд — единственное место, где подобные находки были сделаны, хотя исторические источники свидетельствуют о существовании большой популяции этих животных. Радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии был проведен для трех образцов. Древнейшему зубу оказалось 3790±25 лет, а две другие датировки были заметно моложе — 895±15 и 925±15 лет. Изотопный анализ углерода и азота показал, что рацион этих зверей состоял в основном из высших морских хищников.

Исследователи пришли к выводу, что полученные результаты указывают на присутствие людей на Фолклендских островах как минимум за несколько столетий до прибытия европейцев. По их мнению, смешанные скопления костей морских львов и пингвинов были результатом добычи охотников. Хотя на этих останках не было обнаружено никаких следов разделки, ученые предполагают, что для этих целей, вероятно, могли использоваться костяные орудия или раковины моллюсков, которые не оставляли заметных царапин.

Ученые считают, что распространение пожаров связано с прибытием индейцев яганов, которые не имели постоянных поселений и перемещались по морю на каноэ. Кроме того, в их культуре огню отводилось важное значение, что, вероятно, нашло отражение в названии архипелага Огненная Земля. Исследователи также отметили, что рацион фолклендских волков, по всей видимости, основывался на крупных морских животных, на которых небольшой пес вряд ли мог охотиться. Это может объясняться или сбором падали на морском побережье, или взаимодействием с людьми.

Ранее на N + 1 рассказывали о заселении других отдаленных территорий. Так, черный углерод в ледяных кернах указал на время прибытия маори в Новую Зеландию, а генетикам удалось установить маршруты и хронологию расселения полинезийцев.

Южноафриканских людей среднего каменного века заподозрили в ношении обуви