Рыбам-клоунам не понравились сородичи с таким же количеством полос

Они атаковали их чаще, чем других рыб

Японские ученые обнаружили, что рыбы-клоуны с тремя белыми полосами, защищая свои укрытия, чаще атакуют представителей своего вида с тем же количеством полос, чем других рыб-клоунов — с одной или двумя полосами, либо вообще без них. Как пишут исследователи в статье в Journal of Experimental Biology, эти рыбы, вероятно, ориентируются на количество полос, чтобы отличать конкурентов — особей своего вида — от всех остальных.

Многие животные способны различать сородичей по голосу, цвету или другим признакам. Шимпанзе и бонобо, например, судя по всему, не просто узнают, но и помнят своих собратьев, которых не видели много лет. Очковые пингвины узнают своих партнеров по точкам на теле. Даже рыбы способны различать друг друга, в некоторых случаях — по «лицу».

Могут ли рыбы-клоуны, живущие в актиниях, различать особей своего вида или хотя бы своих собратьев разных видов, до сих пор было неизвестным. Но их рисунки могли бы в этом помочь: на теле этих рыб может быть до трех вертикальных белых полос (а может и вовсе не быть) — это зависит от вида. Иногда разные виды рыб-клоунов конкурируют за актиний-хозяев: некоторые из них живут в актиниях лишь одного конкретного вида, другие — более универсальны. Но чаще всего территориальная конкуренция возникает среди особей одного вида. Способность различать сородичей могла бы помочь рыбам-клоунам распознавать конкурентов и защищать от них свою актинию, не растрачивая силы на стычки с теми, кто им не угрожает.

Чтобы выяснить, различают ли рыбы-клоуны сородичей по количеству полос, Кина Хаяси (Kina Hayashi) и ее коллеги из Окинавского института науки и технологий провели эксперименты с рыбами вида Amphiprion ocellaris, на теле которых три белых полоски. Эти рыбы живут в актиниях двух видов — Heteractis magnifica и Stichodactyla gigantea. Этих же хозяев выбирают еще несколько видов рыб-клоунов с одной или двумя полосками, но основные конкуренты A. ocellaris — особи их же вида. Ранее команда Хаяси показала, что A. ocellaris различают рыб с продольными и вертикальными полосами: рыб с вертикальными полосками они атакуют чаще. Кроме того, в колонии A. ocellaris иногда вторгаются виды рыб с продольными полосами или другими узорами, но никогда — с вертикальными полосами. Ученые предположили, что эти рыбы могут различать не только узоры, но и количество полос — и чаще атаковать рыб с тремя полосами, как и у них самих.

Сначала ученые проверили, как особи A. ocellaris будут реагировать на других рыб-клоунов. До экспериментов рыбы A. ocellaris выращивались в аквариуме с другими особями своего вида не встречались с представителями других видов. Во время первого эксперимента незрелых особей A. ocellaris размещали по одной в отдельные аквариумы, куда опускали закрытые резервуары с другой незрелой рыбой одного из четырех видов: A. ocellaris, A. clarkii, A. sandaracinos и A. polymnus. Рисунки всех рыб различались. Авторы наблюдали за тем, как A. ocellaris пытаются нападать на незваных гостей. Как и ожидалось, агрессивнее всего испытуемые вели себя по отношению к сородичам их вида. Реже всего A. ocellaris пытались атаковать рыб A. sandaracinos, на теле которых нет никаких полос.

Следующей задачей исследователей было выяснить, различают ли A. ocellaris количество полос на телах других рыб. В этом эксперименте в аквариумы помещали сразу по три особи A. ocellaris. Спустя несколько дней, когда рыбы освоились и привыкли друг к другу, к ним в аквариум по очереди на леске подвешивали фигурки рыб из полимерной глины — без полос, с одной, двумя и тремя полосами. Лески были прикреплены к мобильным устройствам, и фигурки могли перемещаться по аквариуму. Рыбы в колонии чаще проявляли агрессивное поведение по отношению к фигуркам с одной (p < 0,05), двумя (p < 0,001) и тремя полосами (p < 0,001), чем к фигуркам без полос. Чаще всего они атаковали фигурки с тремя полосами, хотя значимой разницы между моделями с тремя и двумя полосами не было. Ученые объяснили это тем, что у молодых A. ocellaris третья полоса появляется не сразу, а примерно через 14 дней после вылупления. А с 11 по 14 день на теле этих рыб видны лишь две полосы.

Также исследователи заметили, что более агрессивные колонии проявляли больше агрессии и по отношению к фигуркам. То же было справедливо и для самых крупных и наиболее агрессивных особей в колонии.

Ограничением исследования стало то, что испытуемые рыбы до экспериментов не встречали особей других видов. В дикой природе A. clarkii (черно-оранжевые рыбы-клоуны с двумя белыми полосами) живут в тех же актиниях, что и A. ocellaris — соответственно, дикие особи A. ocellaris могли бы нападать на A. clarkii чаще. Тем не менее исследователи выяснили, что A. ocellaris способны как минимум отличать рыб, похожих на тех, которых они уже встречали, от других. Кроме того, они достоверно различают количество полос на телах фигурок — и, вероятно, на телах настоящих рыб. То, что знакомых рыб и рыб с тремя полосами испытуемые атаковали чаще подтверждает предположение о том, что рыбы-клоуны могут ориентироваться на рисунок, чтобы распознавать конкурентов,

Ранее ученые выяснили, что личинки рыбок данио могут различать количество полос на стенах аквариума — и предпочитают более полосатые стены. А цихлид и скатов исследователи научили прибавлять и вычитать единицу.

«С нами или без нас: Естественная история будущего»