Рыбы узнали друг друга «в лицо». Но не «вверх ногами»

Группа исследователей из Японии обнаружила, что рыбы способны различать «лица» друг друга, но только если они не перевернуты. Это явление отчасти схоже с эффектом Тэтчер, который, как ранее считалось, присутствует только у млекопитающих. По мнению авторов работы, рыбы обладают специальным механизмом для распознавания «лиц». Исследование опубликовано в eLIFE, а его обсуждение и краткий обзор выложены на New Scientist.

Способность распознавать друг друга очень важна не только для людей, но и в животном мире. Восприятие лиц отличается от распознавания других объектов тем, что лицо «читается» как единая целостная система. Но если лицо перевернуть, то оно будет восприниматься просто как набор объектов, из-за чего при обработке перевернутой фотографии мозг может не обратить внимание на искажения картинки, кажущиеся очевидными, если она правильно расположена. Эта особенность восприятия называется эффектом Тэтчер (в честь бывшего британского премьер-министра Маргарет Тэтчер, на чьих фотографиях он был впервые продемонстрирован).

Рыбы медака (Oryzias latipes) — маленькие пресноводные рыбы, самки которых способны различать самцов и выбирать для спаривания наиболее знакомых. Исследователи задались целью установить, какими именно признаками руководствуются самки медака для узнавания других особей.

В ходе эксперимента использовался тест на узнавание партнера — в камеру с самкой запускали самца и наблюдали за ее реакцией. Чем более знакомым был самке самец, тем выше была вероятность спаривания. Далее исследователи помещали знакомых самца и самку в один сосуд и закрывали пленкой части тела самца — хвост, тело или голову. В первых двух случаях самка узнавала самца, однако если пленкой была закрыта голова самца, либо если вид его головы был инвертирован при помощи оптической призмы, то узнавания не происходило.

Интересно то, что эффект инвертирования проявлялся только при узнавании «лиц», в то время как перевернутые объекты рыбы распознавали так же хорошо, как и правильно расположенные. Исследователи считают, что это связано с тем, что у рыб медака, как и у людей, есть два механизма распознавания объектов — один служит для распознавания объектов в целом, а второй для распознавания только «лиц». И у людей, и у медака перевернутые лица регистрируются не как лица, а как «неопознанные» объекты, и поэтому узнавания не происходит.

Удивительно то, что с такой сложной задачей, как распознавание лиц, справляется мозг рыбы, тело которой достигает в длину всего трех с половиной сантиметров. По-видимому, узнавание друг друга необходимо медака для построения социальных взаимоотношений.

Социальная значимость узнавания лиц уже была исследована для других видов — например, тропическим рыбам цихлидам необходимо распознавать незнакомцев, поскольку они представляют потенциальную угрозу. В определенных условиях рыбы даже способны научиться распознавать лица других видов — ранее мы уже рассказывали про то, что пятнистые брызгуны способны научиться различать человеческие лица. В будущем ученые собираются сфокусировать свое внимание на роли распознавания «лиц» у медака в формировании социальных групп.

Маргарита Самборская