Биоархеологи выяснили рацион людей из скифской «Долины царей»

Они проанализировали останки 12 человек из памятника Чинге-Тей-I

Ученые из Польши и России проанализировали изотопный состав азота и углерода в костях и зубах 12 человек, останки которых раскопали в погребально-поминальном комплексе Чинге-Тей-1, расположенном в так называемой скифской Долине царей. Проведенное исследование показало, что основу питания этих кочевников раннего железного века составляло мясо, субпродукты и молочные продукты, полученные в первую очередь от мелких рогатых животных. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

На территории Республика Тыва, в Турано-Уюкской межгорной котловине, находится комплекс археологических памятников раннего железного века, который называют скифской «Долиной царей». Здесь находится целый ряд крупных курганов, сооруженных кочевыми культурами в I тысячелетии до нашей эры. Среди них наиболее известны раскопанные памятники Аржан-1 (IX–VIII века до нашей эры) и Аржан-2 (VII век до нашей эры). Первый из них, в частности, представляет собой самый древний памятник, содержащий все основные элементы «скифской триады»: вооружение, элементы конского снаряжения, а также звериный стиль искусства.

Раскопки памятников в «Долине царей» продолжаются. В последние годы археологи ведут работы на таких крупных объектах, как курган Туннуг-1, а также на памятнике Чинге-Тей-I. Последний представляет собой крупный погребально-поминальный комплекс, центральное место в котором занимает «царский» курган. Это огромная насыпь высотой чуть более двух метров и диаметром примерно 70 метров, которую окружает ров диаметром около 106 метров. Рядом с основной насыпью находится сателлитный могильник, состоящий из курганов меньшего размера, а также поминальные комплексы. По предварительным оценкам, комплекс Чинге-Тей-1 датируется VII–VI веками до нашей эры.

Лукаш Олещак (Łukasz Oleszczak) из Ягеллонского университета, Константин Чугунов (Konstantin Chugunov) из Государственного Эрмитажа и их польские коллеги представили результаты новых исследований материалов, раскопанных в погребально-поминальном комплексе Чинге-Тей-I. На этот раз ученые сосредоточили внимание на останках 12 человек: одно-двухлетнего ребенка, трех подростков или юношей, а также восьми взрослых (или девяти взрослых, если одного юношу относить к этой категории), погребения которых раскопали в основном кургане Чинге-Тей-I и в расположенном рядом сателлитном могильнике.

Радиоуглеродный анализ показал, что все исследованные останки с 95,4-процентной вероятностью датируются VIII–VI веками до нашей эры и соотносятся по времени к алды-бельской археологической культурой. Однако, по данным исследователей, типология обнаруженных артефактов позволяет сузить датировку этого комплекса до конца VII — середины VI века до нашей эры.

Затем ученые обратились к анализу изотопного состава углерода и азота в костях и зубах раскопанных людей. Стабильные изотопы углерода указали на то, что в раннем детстве у древних кочевников из Южной Сибири отсутствовали в рационе растения с С4-фотосинтезом, однако в более позднем возрасте они получали какое-то количество питательных веществ как из растений с С3-фотосинтезом, так и из растений с С4-фотосинтезом. Вместе с тем основу их рациона составляла пища с высоким содержанием белка и пуринов — мясо, субпродукты и молочные продукты, полученные в первую очередь от мелкого рогатого скота — овец и коз.

Исследователи отметили, что на территории современной Тывы люди не занимались в раннескифское время ни земледелием, ни рыболовством. Этим местные жители отличались от населения Минусинских котловин, где на памятниках другой культуры скифо-сибирского мира — тагарской — сохранился сельскохозяйственный инвентарь, включая серпы, зернотерки и прочее. Хозяйство носителей алды-бельской культуры базировалось в первую очередь на отгонном скотоводстве.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях погребально-поминального комплекса Чинге-Тей-1. В прошлом году в нем нашли непотревоженную могилу молодого элитного воина, в которой также присутствовали предметы вооружения и больше тысячи золотых бляшек, первоначально украшавших костюм. Кроме того, здесь же обнаружили погребение взрослой женщины и ребенка, которых похоронили вместе с золотыми украшениями, бронзовым и деревянным инвентарем.

Археологи раскопали погребение знатной женщины с ребенком в скифской «Долине царей»