Археологи сделали копии тагарских и тесинских орудий и поупражнялись в создании петроглифов

Похоже, тагарцы создали наскальные рисунки универсальными бронзовыми инструментами

Новосибирские археологи создали копии тагарских и тесинских металлических инструментов, чтобы выяснить, какими из них древние жители Сибири могли пользоваться при создании наскальных рисунков в технике пикетажа. Проведя эксперименты и изучив следы износа на орудиях, исследователи пришли к выводу, что для этих целей применялись универсальные инструменты из оловянистой бронзы и закаленной стали. Среди них оказались стрежневидное орудие, копьевидное долото, долотовидное орудие и остроконечный инструмент. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

В VIII–III веках до нашей эры на территории Минусинской котловины и Ачинско-Мариинской лесостепи существовала тагарская археологическая культура. Она относится к кругу культур так называемого скифо-сибирского мира, которые объединяет общая триада: схожее вооружение, элементы конского снаряжения, а также звериный стиль искусства. Тагарцы, по всей видимости, вели оседлый или полуоседлый образ жизни и занимались комплексным хозяйством, ведущая роль в котором отводилась животноводству. Так, палеозоологические данные свидетельствуют, что в основном они разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и коз. Хотя ученые относят тагарскую культуру к раннему железному веку, большую часть металлических изделий они изготавливали из медных сплавов. Предметы из железа представлены достаточно немногочисленным кругом находок.

От тагарцев до наших дней сохранились многочисленные предметы искусства, одним из направлений которого выступают петроглифы. Самым впечатляющим памятником наскального искусства этой культуры выступают Боярские писаницы, расположенные в Боградском районе Республики Хакасия и впервые обнаруженные учеными еще в 1904 году. Здесь присутствуют многочисленные фигуры животных, например, оленей, козлов, быков и коней. Кроме того, на писанице есть изображения людей, бревенчатых домов, юрт и бронзовых котлов. Причем эти петроглифы образуют целые сюжеты.

Лидия Зоткина (Lidia Zotkina) и Роман Давыдов (Roman Davydov) из Института археологии и этнографии СО РАН исследовали тагарские и тесинские металлические орудия, которые потенциально могли использоваться для создания петроглифов в технике пикетажа. Для этого они создали копии древних инструментов, хранящихся в музейных фондах. Среди них оказались остроконечные и долотовидные орудия, зубила, копьевидные долота и чеканы, изготовленные из меди и бронзы, а также остроконечные железные инструменты. В общей сложности ученые создали 11 копий из меди и бронзы, еще восемь – из низкоуглеродистой стали.

Затем археологи провели серию экспериментов по выполнению пикетажа на девонском песчанике, обнаруженном в Курагинском районе Красноярского края, причем каждое орудие использовалось до тех пор, пока оно не становилось непригодным для работы. Исследователи отметили, что медные инструменты изнашивались очень быстро – всего через несколько ударов рабочий край приходил в негодность. При этом изделия из оловянистой бронзы и железа оказались сопоставимы по эффективности. Например, с помощью бронзового орудия без подновлений можно было выбить изображение площадью около 10–15 квадратных сантиметров. Ученые подчеркнули, что самые выразительные следы на песчанике, схожие с тагарскими, удалось оставить с помощью долотовидных и стрежневидных орудий. В то же время они установили, что бронзовый чекан для этих целей подходил плохо, равно как и орудия из незакаленной стали.

В общей сложности исследователи создали 76 образцов пикетажа с помощью экспериментальных инструментов, после чего сравнили полученные выбивки с тагарскими и тесинскими изображениями, а также провели трасологический анализ следов износа на орудиях. Аналогичные следы износа они обнаружили на нескольких предметах из коллекции Минусинского краеведческого музея. Среди них оказались тагарские бронзовые стержневидное орудие, копьевидное долото и долотовидное орудие, а также тесинский железный остроконечный инструмент. По мнению исследователей, при создании петроглифов тагарцы использовали универсальные бронзовые инструменты разных форм. При этом контекст этих находок отсутствует – все они попали в музей в конце XIX века в качестве подъемного материала. Археологи также отметили, что исключить использование каменных орудий для пикетажа нельзя, поскольку прошлые опыты показали их эффективность и износостойкость.

Ранее на N + 1 рассказывали об открытиях новых петроглифов в разных уголках России. Так, на Чукотке археологи обнаружили наскальное изображение северного оленя. А на Енисее нашли два наскальных изображения рожениц.

Основными предками земледельцев докерамического неолита Кипра назвали выходцев из Анатолии