Добровольцам предложили поискать вспышки килоновых

Они возникают при столкновении нейтронных звезд

На портале Zooniverse стартовал проект гражданской науки Kilonova Seekers. Благодаря ему любой желающий может помочь астрономам оперативнее искать интересных кандидатов во вспышки килоновых, возникающих при столкновении нейтронных звезд.

Одним из источников всплесков гравитационных волн, регистрируемых наземными гравитационно-волновыми обсерваториями, являются слияния нейтронных звезд, которые сопровождаются гамма-всплеском и вспышкой килоновой. Впервые такое событие, сопровождавшее зафиксированный всплеск гравитационных волн, достоверно было обнаружено в августе 2017 года и помогло подтвердить, что такие явления поставляют во Вселенную тяжелые элементы, а также помогло уточнить ограничения для максимально возможной массы не вращающейся нейтронной звезды и параметры эволюции самой вспышки.

Том Киллештейн (Tom Killestein) из Уорикского университета и его коллеги запустили проект Kilonova Seekers на базе портала гражданской науки Zooniverse. Его цель заключается в поиске вспышек килоновых на снимках автоматизированных наземных оптических телескопов систем GOTO-North на Канарских островах и GOTO-South в Австралии с широким полем зрения, задача которых заключается в быстром отслеживании возможных кандидатов в источники гравитационных всплесков, обнаруженных LIGO, Virgo и KAGRA.

Участникам необходимо зарегистрироваться в проекте и пройти обучение, после чего им предложат полученные телескопами оптические снимки, каталог которых пополняется дважды в день. Необходимо понять, есть ли на изображениях реальная вспышка (транзиент) или же это ложное срабатывание.

В дальнейшем отобранные кандидаты будут исследоваться подробнее, чтобы понять природу вспышки. Возможно это увеличение активности ядра активной галактики, переменная звезда или вспышка сверхновой, однако возможно, что обнаружена вспышка килоновой.

В других проектах гражданской науки можно определить свойства далеких галактик, найти джеты на Солнце или поискать первое достоверное событие самолинзирования в двойной системе с черной дырой.

Обсерватория SOHO открыла свою пятитысячную околосолнечную комету