Добровольцы помогут астрономам определить свойства далеких галактик

И оценить расстояние до них

Стартовал проект гражданской науки Redshift Wrangler. Благодаря ему любой желающий может помочь астрономам определить красное смещение и некоторые свойства далеких галактик, анализируя спектры, полученные наземными и космическими телескопами.

Конечность скорости света позволяет использовать наблюдаемые на разных расстояниях от Солнца галактики и квазары в качестве представителей разных периодов эволюции Вселенной, вплоть до самых первых галактик, образовавшихся в начале Эпохи Реионизации, спустя несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва. Определяя их свойства можно проследить пути формирования и эволюции галактик разных типов, а измеряя расстояние до них можно оценить пространственное распределение галактик во Вселенной.

Джейхан Карталтепе (Jeyhan Kartaltepe) из Рочестерского технологического института и ее коллеги запустили проект Redshift Wrangler на базе портала гражданской науки Zooniverse. Его цель заключается в обработке спектров галактик, которые были получены наземной обсерваторией Кека и космическим телескопом «Хаббл».

Принять участие в проекте может любой желающий, перед началом работы нужно пройти обучение и зарегистрироваться, никаких дополнительных знаний по астрономии для анализа не требуется. Участникам будут предлагаться изображения далеких галактик и их спектры, в которых необходимо будет найти линии излучения и поглощения, связанные с различными химическими элементами, и отличить их от шума, а также проверять, насколько теоретический спектр подходит под реальный.

В дальнейшем ученые будут использовать результаты проекта для определения космологического красного смещения галактик, позволяющего оценивать расстояние до них, а также определять свойства галактик, такие как скорость звездообразования, металличность (обилие элементов, тяжелее водорода и гелия), масса и уровень активности центральной сверхмассивной черной дыры.

В других проектах гражданской науки можно поискать джеты на Солнце, вихри на Юпитере или определять степень закрутки рукавов спиральных галактик.

Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов