Археологи обнаружили под Брянском кость с неандертальским орнаментом

Артефакт раскопали на памятнике Хотылёво-I

Российские археологи, работающие на памятнике Хотылёво-I, который находится в Брянской области, обнаружили фрагмент кости животного, украшенный орнаментом. Находка происходит из культурного слоя, предположительного оставленного неандертальцами, и относится к эпохе среднего палеолита. Артефакт представляет собой редкий образец неутилитарной деятельности этих ископаемых людей. Об открытии сообщает Институт истории материальной культуры РАН.

Неандертальцы занимались символической деятельностью, свидетельства чему сохранились спустя десятки тысяч лет после исчезновения этого вида древних людей. Они хоронили умерших сородичей, сооружали загадочные нагромождения из сталактитов и сталагмитов и, по-видимому, использовали черепа животных в ритуальных целях. Кроме того, известны находки, указывающие, что неандертальцы украшали себя когтями крупных хищных птиц и перьями.

При этом с неандертальским искусством все гораздо хуже. Так, вызывали острую критику сообщения о том, что на трех испанских памятниках нашли произведения пещерной живописи этих людей. Лишь недавно опубликованные «макароны» и разного рода точки на стенах французской пещеры Ла-Рош-Котар, по-видимому, можно считать делом рук неандертальцев (подробнее об этом читайте в материале «Макароны по-неандертальски»).

Российские ученые много лет исследуют комплекс археологических памятников Хотылёво, расположенный в Брянской области. Здесь на небольшой территории ученые нашли стоянки и поселения людей, населявших эту территорию от эпохи среднего палеолита до Средневековья. Самые известные находки из этого комплекса относятся к эпохе верхнего палеолита, когда эти земли уже населяли люди современного анатомического типа. Среди них особое место занимают так называемые палеолитические Венеры, которых в Хотылёво-II обнаружили уже шесть (три из них — целые).

На этот раз новость пришла из памятника Хотылёво-I, где исследования проходят под руководством Александра Очередного (Alexander Otcherednoy) из Института истории материальной культуры РАН. Хотя первые раскопки этой стоянки начались еще в середине прошлого столетия, до сих пор археологам не удалось найти здесь останков древних людей, которыми, по-видимому, были неандертальцы. Как правило, находками из Хотылёво-I выступают каменные орудия и кости животных.

Но в этом месяце археологи обнаружили более ценную вещь, свидетельствующую о неутилитарном поведении архаичных людей. Среди фрагментированных останков травоядных животных, сохранивших в первом культурном слое памятника, они нашли фрагмент кости с насечками, сделанными каменным орудием. После очистки этого предмета исследователи обнаружили, что на кости вырезан геометрический орнамент, состоящий из зигзага и нескольких дуг.

Ранее на N + 1 рассказывали об артефакте из Германии, возраст которого составляет не менее 51 тысячи лет. Тогда исследователи утверждали, что они нашли украшенный геометрическим орнаментом фрагмент кости гигантского оленя. Однако впоследствии не все ученые приняли такую интерпретацию.

Макароны по-неандертальски