Неандертальцы изготовили костяное украшение более 51000 лет назад

Немецкие ученые нашли на севере Германии у входа в пещеру Айнхорнхеле артефакт из кости гигантского оленя, украшенный геометрическим орнаментом. Находка древностью не менее 51 тысячи лет представляет собой доказательство наличия абстрактного мышления у неандертальцев, позволявшего изготавливать символические предметы. Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Способность неандертальцев к символическим действиям долгое время вызывала дискуссию среди антропологов, хотя в последние годы появилось все больше свидетельств, что палеоантропы создавали предметы искусства и имели сложный погребальный обряд. Одни из древнейших примеров — это параллельные надрезки на кости слона из Бильцингслебена древностью около 300–400 тысяч лет, а также нарисованные «стрелочки» на обломках костей со стоянки Олдислебен. Немногочисленные украшения неандертальцев в виде просверленных зубов животных известны только с самых поздних стоянок во Франции, когда Европу уже активно заселяли кроманьонцы. Древнейшие наскальные рисунки тоже оставили неандертальцы около 65 тысяч лет назад. Их недавно обнаружили в трех испанских пещерах.

На севере Германии в Нижней Саксонии расположена пещера Айнхорнхеле («пещера единорога»), где с 1988 года проводятся археологические раскопки. Начиная с эпохи Средневековья, люди приходили сюда в поисках древних костей, порошок из которых продавался в качестве лекарства. Большинство находок составляли останки пещерных медведей (Ursus spelaeus) и других крупных млекопитающих, например, пещерных львов (Panthera spelaea). Недавно ученые обнаружили, что около ста тысяч лет назад пещеру заселили неандертальцы.

Дирк Ледер (Dirk Leder) из Регионального управления по культурному наследию Нижней Саксонии совместно с учеными из Германии обследовали артефакт из кости, обнаруженный при входе в пещеру Айнхорнхеле. Радиоуглеродное датирование показало, что предмету не менее 51 тысячи лет. Находка оказалась фалангой гигантского оленя (Megaloceros giganteus), на которой видны насечки. Ее размеры составили 56,8×39,9×30,9 миллиметра при массе в 36,1 грамма. По мнению ученых, наблюдаемые надрезы существенно отличаются по расположению, глубине и профилю от непреднамеренных модификаций, например, от следов разделки. Предмет не имеет практического применения в силу его небольших размеров и выпуклых поверхностей. Антропологи отмечают, что геометрический узор в виде шести линий сам по себе выступает центральным элементом артефакта.

Экспериментальное исследование показало, что для создания насечек глубиной два миллиметра, видимо, требовалось предварительно отварить кость. Это придавало мягкость материалу и обеспечивало возможность надежного захвата, позволявшего легко проводить манипуляции кремневым орудием. Ученые отметили, что сложный производственный процесс, необходимый для создания таких надрезов на кости, их расположение, а также редкость гигантских оленей к северу от Альп, подтвердили идею намеренного создания артефакта, имеющего символическое значение. Самое раннее присутствие Homo sapiens в Юго-Восточной Европе (в 1500 километрах от стоянки, где обнаружен артефакт) относится к 45 тысячам лет назад, поэтому они не могли оказать влияние на неандертальцев при создании предмета.

Антропологи заключили, что способность к творческому самовыражению ранних Homo sapiens давно известна и признана. Однако свидетельства символического поведения неандертальцев часто оспариваются. Находка из Айнхорнхеле подтверждает, что они обладали абстрактным мышлением и без влияния современных людей могли изготавливать предметы искусства.

На N + 1 внимательно следят за открытиями, связанными с неандертальцами. Недавно мы рассказывали, что палеогенетики из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка обнаружили 14 близкородственных неандертальцев в алтайских пещерах Чагырской и Окладникова, а в другом исследовании ученые из этой же организации выяснили, что алтайские неандертальцы сохранили схожую стратегию питания после прихода из Европы, несмотря на другие природно-климатические условия.

Палеогенетики идентифицировали останки двух представителей рода Батори