Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Загадочные постройки во французской пещере приписали неандертальцам

Трехмерная модель поверхности пещеры по данным лидара, кадр из видео Nature

Nature Publishing Group

Международная команда европейских ученых датировала необычные структуры, найденные в пещере Брюникель на юге Франции. Как полагают исследователи, возраст этих структур (сделанных из нагромождений сталактитов и сталагмитов), говорит о том, что они являются делом рук неандертальцев. Исследование опубликовано в Nature, там же можно прочитать редакционную статью с некоторыми дополнительными подробностями.

Необычная постройка была найдена во французской пещере еще в начале 90-х, однако до сих пор оставалась практически не исследованной. Она состоит из нескольких концентрических низких стен и горок, собранных из обломанных натечных образований. Структура находится в труднодоступном зале пещеры, на расстоянии около трети километра от входа. В нескольких местах постройки есть следы от открытого огня: они заметны по наличию сажи, присутствие в этих местах огня было подтверждено с помощью магнитного анализа кристаллов (нагревание приводит к потере магнитной анизотропии). В пещере также есть множество свидетельств присутсвия медведей, однако до сих пор не удалось найти никаких следов человека — кроме, собственно, самой постройки.

Сажу, найденную на сталактитах, ученые уже пытались использовать для датирования с помощью радиоуглеродного метода. Однако первые попытки, сделанные почти сразу после открытия пещеры, не увенчались успехом: возраст следов оказался выше 50 тысяч лет, которые составляют предел чувствительности метода.

В новой работе ученые решили использовать уран-ториевую датировку, верхняя граница применимости которой на порядок выше радиоуглеродной. Такая датировка успешно применяется геологами при исследовании именно осадочных минералов, в том числе для натечных образований в пещерах.

Метод основан на том, что соединения тория, в отличие от урана, почти нерастворимы в воде. Из-за этого в молодых сталактитах и сталагмитах тория почти нет, а уран, хоть и в низкой концентрации, присутвует. Со временем один из изотопов урана, уран-234, распадается, образуя торий-230. Последний также радиоактивен с периодом полураспада в 75 тысяч лет, поэтому постепенно в минерале устанавливается баланса генерации и распада тория, а по соотношению изотопов урана и тория становится возможным определить возраст породы.

Оказалось, что квалицификации на поверхности сталактитов и сталагмитов, из которых составлена структура, имеют возраст около 176 тысяч лет. По всем имеющимся данным сапиенсов в Европе на этот момент не существовало, поэтому авторами постройки могли быть только неандертальцы. Версию о том, что такая сложная постройка могла быть создана животными, авторы находят неубедительной.

Однако в чем заключалась функция структуры, по-прежнему не ясно. Постройка могла иметь как религиозное значение, так и хозяйственное, но в любом случае убедительных версий ее применения нет. Следует отметить, что сами способности неандертальцев к созданию таких структур не подвергаются сомнению: как стало понятно в последнее десятилетие, они могли изготавливать сложные инструменты и даже делать украшения. Вопрос заключается прежде всего в том, почему не удалось найти следов их присутсвия в пещере и нет ли каких-то иных объяснений авторства археологического памятника.