Раннемеловое млекопитающее поохотилось на динозавра втрое тяжелее себя

Сцена охоты сохранилась в необычной окаменелости из Китая

Палеонтологи описали необычную окаменелость, которая сохранила сцену охоты раннемелового млекопитающего Repenomamus robustus на пситтакозавра Psittacosaurus lujiatunensis, который втрое тяжелее. Скелет хищника находится на скелете лежащей на боку жертвы и обхватывает его лапами и челюстями. Как отмечается в статье для журнала Scientific Reports, ранее уже было известно, что репеномамы охотились на детенышей пситтакозавров, однако новая находка свидетельствует, что они представляли опасность и для взрослых особей.

Млекопитающие появились и достигли высокого разнообразия уже в мезозое. Однако из-за конкуренции с нептичьими динозаврами они до самого мел-палеогенового вымирания оставались мелкими и играли второстепенную роль в экосистемах. Более того, палеонтологи предполагают, что млекопитающие регулярно становились жертвами мелких хищных динозавров. В пользу этой идеи говорят остатки мелких зверьков, обнаруженные в окаменевших погадках троодона Troodon formosus и между ребер микрораптора Microraptor zhaoianus.

Некоторые млекопитающие, впрочем, тоже могли питаться плотью динозавров. Например, уже в юрском периоде они начали обгладывать их туши. А в окаменевшем кишечнике репеномама Repenomamus robustus, раннемелового млекопитающего размером с современного виргинского опоссума (Didelphis virginiana), были обнаружены кости детеныша пситтакозавра (Psittacosaurus). Эта находка демонстрирует, что репеномамы ловили и поедали молодых пситтакозавров.

Команда исследователей под руководством Джордана Маллона (Jordan C. Mallon) из Канадского музея природы в Оттаве обнаружила свидетельство в пользу того, что репеномам мог активно охотиться не только на детенышей нептичьих динозавров, но и на взрослых особей. На эту мысль исследователей навела необычная окаменелость, обнаруженная в 2012 году в китайской провинции Ляонин. Она относится к раннемеловой формации Исянь, возраст которой составляет около 125 миллионов лет.

Образец представляет собой скелет пситтакозавра P. lujiatunensis, на левом боку которого лежит скрученный кольцом скелет репеномама R. robustus. Длина тела первого составляет около 1,2 метра, а второго — примерно 0,5 метра. Скелет динозавра сохранился полностью. По мнению исследователей, на момент смерти его обладатель был половозрелой особью в возрасте от 6,5 года до 10 лет и весом около 10,6 килограмм. Скелет репеномама также сохранился почти идеально, за исключением отсутствующего кончика хвоста. Вероятно, при жизни млекопитающее весило 3,4 килограмм. При этом оно было заметно мельче голотипа R. robustus, так что, вероятно, на момент гибели еще не достигло половой зрелости.

Отличная сохранность скелетов обоих животных исключают возможность того, что их остатки смешались уже после гибели. Таким образом, в момент смерти репеномам сидел на боку пситтакозавра. Левой передней лапой он обхватил нижнюю челюсть пситтакозавра, а его левая задняя лапа оказалась зажата задней конечностью ящера и обхатывала его голень. Челюстями же млекопитающее кусало два левых ребра динозавра. Судя по всему, репеномам погиб в момент охоты на пситтакозавра. Это согласуется с результатами предыдущих исследований, согласно которым это млекопитающее было хищником, а его вероятная жертва питалась растениями.

Маллон и его соавторы признают, что репеномам мог поедать тушу уже погибшего пситтакозавра. Однако они отмечают, что на костях динозавра нет следов зубов других хищников или падальщиков. Кроме того, если бы репеномам поедал уже мертвого ящера, он вряд ли стал бы забираться на поверхность его тела, а тела двух животных вряд ли бы переплелись так, как на окаменелости. Таким образом, более вероятно, что репеномам повалил пситтакозавра (который впал в шоковое состояние и перестал бороться за жизнь) и начал поедать его живьем, после чего хищник и жертва погибли под слоем вулканических обломков в результате внезапного извержения. Хотя может показаться, что пситтакозавр — слишком крупная добыча для репеномама, среди современных хищников тоже есть те, что охотятся на жертв, значительно превышающих их по размеру. Например, ласки (Mustela nivalis) могут убивать намного более крупных глухарей (Tetrao spp.), рябчиков (Tetrastes bonasia) и зайцев (Lepus spp.).

Более того, авторы предполагают, что даже пситтакозавры, достигшие максимального веса в 23,5 килограмм, оставались уязвимыми для репеномамов, которые могли весить до 5,54 килограмм. Однако млекопитающим приходилось быть бдительным и поедать добычу как можно быстрее (иногда даже живьем), чтобы избежать встреч с более крупными родственниками Repenomamus giganticus и несколькими видами хищных динозавров.

Следует отметить, что не все коллеги согласны с выводами Джордана Маллона и его соавторов. Например, Ханс Ларссон (Hans Larsson) из Университета Макгилла сомневается, что в момент формирования окаменелости пситтакозавр был все еще жив. Он склоняется к выводу, что репеномам поедал тушу уже погибшего животного. А итальянский палеонтолог Андреа Кау (Andrea Cau) пошел дальше и на страничке своего блога заявил, что образец может быть подделкой. По его словам, скелеты подозрительно хорошо сохранились, а их обладатели не могли бы при жизни принять такие позы.

Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи описали два экземпляра танистрофеев, триасовых рептилий с очень длинными шеями, которые стали жертвами хищников. В результате от них остались только головы и часть шейных позвонков. Вероятно, хищники атаковали танистрофеев сверху и сзади, перекусывали их шейные позвонки мощным укусом, а затем бросали голову с частью шеи и поедали оставшееся тело.

Мегалодоны постройнели и удлинились в новой реконструкции