Хищники перекусили рекордно длинные шеи танистрофеев

Необычная анатомическая черта сделала этих рептилий уязвимыми перед хищниками

Танистрофеи, триасовые рептилии с очень длинными шеями, были уязвимы для хищников. Палеонтологи обнаружили два экземпляра этих существ, от которых остались только головы и часть шейных позвонков. Вероятно, хищники атаковали танистрофеев сверху и сзади, перекусывали их шейные позвонки мощным укусом, а затем бросали голову с частью шеи и поедали оставшееся тело. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, пока остается неясным, как танистрофеям удавалось выживать в триасовых морях, Возможно, они скрывались от врагов на мелководьях или на участках с плохой видимостью.

Танистрофеи (Tanystropheus), водные рептилии из группы архозавроморфов, которые жили на территории современной Европы, Азии и Северной Америки в среднем и позднем триасе, были обладателями рекордно длинных шей, состоявших из тринадцати массивных позвонков. У самых крупных экземпляров они достигали трех с половиной метров в длину при общей длине тела около пяти-шести метров. Предполагается, что шеи танистрофеев были негибкими и использовались для засадной охоты на рыбу, головоногих моллюсков и других водных обитателей.

Несмотря на то, что сверхдлинные шеи танистрофеев помогали им добывать пищу, они, вероятно, делали их самих уязвимыми перед хищниками. Предполагается, что более крупные морские рептилии могли с легкостью убить танистрофея, просто перекусив ему шею и отделив тем самым голову от тела. До сих пор идея о том, что нечто подобное действительно происходило в триасовых морях, была лишь гипотезой. Однако палеонтологам Штефану Шпикману (Stephan N.F. Spiekman) и Эдуальду Мухалю (Eudald Mujal) из Государственного музея естествознания в Штутгарте удалось найти свидетельства в ее пользу.

Шпикман и Мухаль тщательно изучили два экземпляра танистрофеев возрастом около 242 миллионов лет, обнаруженные в триасовых отложениях на горе Сан-Джорджо в Швейцарии. Один из них, PIMUZ T 3901, относился к более мелкому виду T. longobardicus, а второй, PIMUZ T 2819, к более крупному виду T. hydroides. От обоих экземпляров сохранилось по полному черепу и по части шеи, заканчивающейся сломанным позвонком. У PIMUZ T 2819 сломан десятый позвонок, а у PIMUZ T 3901 — седьмой. Поверхность сколов в обоих случаях гладкая — а значит, голова и часть шеи были отделены от остального тела при жизни животных или вскоре после их гибели.

На десятом позвонке экземпляра PIMUZ T 2819 Шпикман и Мухаль обнаружили следы укуса: два прокола и царапину. Они находятся рядом с местом перелома. Таким образом, шея этого танистрофея была перекушена хищником. Вероятно, тот совершил по крайней мере два укуса. Следы первого сохранились на десятом позвонке, а второй, нанесенный сверху и сзади, перерубил шею животного. У экземпляра PIMUZ T 3901 сломан десятый позвонок. Характер этого перелома также указывает, что кто-то перекусил шею этой особи. Следы еще одного укуса, возможно, первого, присутствуют и на пятом позвонке.

За исключением следов укуса и признаков деятельности падальщиков, исследователи не нашли других повреждений на черепах и шейных позвонках PIMUZ T 3901 и PIMUZ T 2819. Даже хрупкие шейные ребра остались почти нетронутыми. Вероятно, хищники, убившие обоих танистрофеев, бросили откушенные головы с частью шеи и сосредоточились на поедании оставшегося тела, в котором было намного больше питательных веществ.

Кто именно напал на рептилий, остается неясным. Мелкого PIMUZ T 3901 могла убить морская рептилия среднего размера или хищная рыба. А PIMUZ T 2819, достигавший более крупных размеров, возможно, стал жертвой одной из крупных морских рептилий: нотозавра Nothosaurus giganteus,, ихтиозавра Cymbospondylus buchseri или предполагаемого архозавроморфа Helveticosaurus zollingeri.

Результаты исследования подтверждают, что хищники легко могли убить танистрофея, перекусив его длинную тонкую шею. Тем не менее, этим рептилиям каким-то образом удавалось выживать. Шпикман и Мухаль предполагают, что танистрофеи могли держаться на мелководье, куда редко заплывали крупные хищники, либо на участках с плохой видимостью. Здесь этим животным и самим было бы легче охотиться.

В заключение авторы подчеркивают, что другие мезозойские морские рептилии с длинными шеями — плезиозавры (Plesiosauria) — вероятно, были защищены от хищников лучше, чем танистрофеи. По крайней мере нет никаких свидетельств, что плезиозаврам кто-то тоже перекусывал шеи.

Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи обнаружили в среднетриасовых отложениях Китая остатки ихтиозавра Guizhouichthyosaurus, который погиб вскоре после того, как проглотил другую морскую рептилию — талаттозавра Xinpusaurus xingyiensis. Скорее всего, хищник не рассчитал размеры добычи и подавился. Это самое раннее свидетельство хищников, поедавших крупных морских рептилий.

Три группы приматов независимо колонизировали Южную Америку около 30 миллионов лет назад