Она была вдвое длиннее остального черепа
Палеонтологи выяснили, что девонская плакодерма Alienacanthus malkowskii обладала удлиненной нижней челюстью, которая была вдвое длиннее ее черепа. Вероятно, рыба использовала ее во время охоты, чтобы наносить добыче неожиданные удары, ранить и дезориентировать ее. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, первооткрыватель данного вида принял ее удлиненные челюстные кости за лучи плавников.
Представители класса плакодерм (Placodermi) напоминали современных рыб, однако отличались от них строением челюстей и наличием кожных пластин, которые защищали голову и переднюю часть туловища (отсюда их устаревшее название — панцирные рыбы). Появились эти существа в силуре, около 439 миллионов лет назад, а уже в девоне достигли высокого видового разнообразия и стали доминирующей группой позвоночных в океанах и пресных водоемах. К ним, в частности, относились дунклеостеи (Dunkleosteus) — огромные хищники, достигавшие нескольких метров в длину, и не менее крупные фильтраторы из рода Titanichthys. Впрочем, несмотря на временный успех, к концу девона, примерно 358,9 миллиона лет назад, все плакодермы вымерли.
Команда палеонтологов под руководством Мелины Джоббинс (Melina Jobbins) из Цюрихского университета обнаружила очередное свидетельство того, насколько разнообразными были плакодермы в период своего расцвета. В центре внимания исследователей оказался вид Alienacanthus malkowskii — представитель отряда артродир (Arthrodira), который жил в позднем девоне, 365 миллионов лет назад. Эту плакодерму описал в 1957 году польский палеонтолог Юлиан Кульчицкий (Julian Kulczycki) на основе двух частично сломанных длинных и тонких костей, обнаруженных в Свентокшиских горах. По мнению первооткрывателя, эти кости представляли собой очень длинные лучи плавников.
Однако Джоббинс и ее соавторы продемонстрировали, что их предшественник ошибался. Изучив голотип, они пришли к выводу, что структуры, которые Кульчицкий принял за лучи плавников, в действительности были элементами челюстей — удлиненными нижними гнатальными пластинками с зубами на них. Аналогичные пластинки исследователи обнаружили еще у несколько экземпляров позднедевонских плакодерм из отложений Марокко и Польши. Эти образцы авторы также отнесли к виду A. malkowskii.
Благодаря новым данным исследователям удалось реконструировать облик A. malkowskii. Эта плакодерма обладала крупной округлой головой длиной 0,8 метра с большими глазами и заостренным рылом. Самой необычной чертой данного вида являлась нижняя челюсть, которая не только была намного длиннее верхней, но и вдвое превышала длину остального черепа. Даже при закрытом рте она выдавалась далеко вперед. По словам авторов, известно всего три других группы морских позвоночных с нижними челюстями, которые намного длиннее верхних: хрящевые рыбы Ornithoprion из каменноугольного периода, плиоценовые морских свиньи Semirostrum ceruttii и ныне живущие полурыловые рыбы (Hemiramphidae).
Судя по острым загнутым назад зубам, A. malkowskii был хищником, который питался другими рыбами. Вероятно, он использовал удлиненную нижнюю челюсть с зубами на ней, чтобы наносить жертвам удары, ранить их и дезориентировать. Похожим образом охотятся, например, современные меч-рыбы (Xiphias gladius), у которых удлинена не нижняя, а верхняя челюсть.
Ранее мы рассказывали о том, как австралийские палеонтологи обнаружили окаменелости древних рыб плакодерм возрастом 370-390 миллионов лет с хорошо сохранившимися внутренними органами, включая самые древние известные сердца.
Переход к более коротким жизненным циклам произошел не ранее средней юры
Современные мелкие млекопитающие растут быстрее и живут меньше, чем их предки в эпоху динозавров. К такому выводу пришли палеонтологи, изучив остатки молодого и взрослого маммалиаформов Krusatodon kirtlingtonensis возрастом около 166 миллионов лет, обнаруженные на шотландском острове Скай. Оказалось, что эти существа размером с крысу выкармливали детенышей молоком на протяжении нескольких месяцев или лет и жили по меньшей мере до семи лет. Как отмечается в статье для журнала Nature, переход к более коротким жизненным циклам произошел у предков млекопитающих не ранее средней юры.