В раскопанном больше ста лет назад кургане эпохи викингов нашли погребальную ладью

В начале XX века здесь не нашли захоронения

Норвежские ученые повторно исследовали крупный курган эпохи викингов, в котором в начале XX века их предшественники не нашли захоронения. С помощью георадара они выяснили, что под грунтом, по всей видимости, находится погребальная ладья, до которой больше ста лет назад археологи просто не добрались. Предполагается, что скандинавы построили этот курган, расположенный на юго-западе Норвегии, в конце VIII века нашей эры. Об этом сообщается в пресс-релизе Археологического музея Университета Ставангера.

В разные эпохи представители некоторых народов и культур хоронили своих умерших в лодках или ладьях. Например, в Америке использовали каноэ при захоронениях в водоемах, на деревьях или рукотворных конструкциях, а также под землей. Так, у индейского народа мапуче (арауканы), проживающего сегодня в Аргентине и Чили, в некоторых группах существовал обычай класть умершего в гроб, представляющий собой каноэ с крышкой. Иногда его использовали только для самой церемонии, а покойника перекладывали в могилу. Затем гроб относили обратно и оставляли для следующей церемонии.

В Европе подобный погребальный обряд ассоциируется в первую очередь со скандинавами эпохи викингов, которые порой использовали ладьи в качестве вместилища для покойного и (или) его погребальных даров. Более 15 подобных памятников были найдены на территории современной Северной и Восточной Европы, включая знаменитые Гокстадский и Осебергский корабли. Несколько погребальных кораблей обнаружили в последние годы. Например, в 2018 году археологи нашли ладью длиной около 20 метров Геллестаде, раскопки которой завершились в конце 2021 года. Еще два вероятных корабельных погребения ученые обнаружили в 2019 и в 2022 годах.

Норвежские исследователи из Археологического музея Университета Ставангера вернулись к изучению кургана Салхусхёуген, впервые раскопанного еще в начале XX века. Тогда этими работами руководил Хокон Шетелиг (Haakon Shetelig), который в 1904–1905 годах раскопал уже упомянутый Осебергский корабль. Однако курган Салхусхёуген, первоначально достигавший в диаметре примерно 50 метров и пяти—шести метров в высоту, существенных открытий не принес — археологи нашли в нем лишь 15 деревянных лопат и несколько наконечников стрел.

В июне прошлого года ученые повторно исследовали этот памятник, использовав георадар. Оказалось, что предшественники, работавшие здесь больше ста лет назад, просто недостаточно глубоко копали. Радиолокатор показал, что под слоем грунта находится объект, который четко напоминает своей формой широкую ладью длиной около 20 метров. По мнению исследователей, этот корабль похож на Осебергскую ладью, размер которой составляет примерно 21,5×5,1 метра, а также на дубовую ладью из кургана Сторхёуг, раскопанного в 1886 году в коммуне Кармёй, где и находится курган Салхусхёуген.

Археологи отметили, что обнаруженный в Салхусхёугене корабль эпохи викингов представляет собой третью подобную находку, сделанную на юго-западном побережье Норвегии. К ним относится ладья из кургана Сторхауг, построенная около 770 года нашей эры и использованная для захоронения примерно в 780 году. Третий корабль нашли в кургане Грёнхёуг. Его построили около 780 года, а использовали для захоронения приблизительно 15 лет спустя. Ученые предполагают, что новая находка датируется концом 700-х годов, однако датировку (как и саму находку) еще предстоит подтвердить во время раскопок.

Совсем недавно на N + 1 рассказывали о другом исследовании, посвященном эпохе викингов. Химики и археологи изучили остатки тканей, найденных в двух погребениях из Дании, а также обнаруженных во время раскопок Хедебю. Оказалось, что на этих тканях присутствуют очень редкие для Северной Европы того времени пигменты — кармин и кермес.

Трудовая книга мертвых