Китай выбрал астероид для собственного эксперимента по планетарной защите

2019 VL5 будет протаранен космическим аппаратом

Китай выбрал цель для собственного эксперимента по планетарной защите Земли, им стал околоземный 30-метровый астероид 2019 VL5. Ожидается, что в 2025 году к нему будут запущены два зонда, один из которых протаранит астероид с целью изменить его орбиту, сообщается на сайте Spacenews.com

Первый практический эксперимент в деле защиты Земли от опасных астероидов был проведен осенью прошлого года NASA — тогда зонд DART (Double Asteroid Redirection Test) протаранил 160-метровый астероид Диморф, образующим с более крупным астероидом Дидим пару. Дальнейшие наблюдения за астероидом подтвердили факт изменения периода его обращения вокруг Дидима на 32 минуты, доказав, что метод кинетического тарана действительно эффективен. Ожидается, что через несколько лет к Диморфу прилетит европейская станция Hera, которая дополнительно исследует оба астероида.

Китай заинтересовался проведением подобного эксперимента в 2020 году, предложив проект Enhanced Kinetic Impactor, предполагавший более сложную схему — аппарат-ударник должен вначале встретится с околоземным астероидом, собрать на нем большой груз пород, а затем полететь к целевому астероиду и протаранить его. Таким образом исследователи были намерены повысить эффективность тарана за счет увеличения массы ударника. Затем был предложен проект Assembled Kinetic Impactor, в котором увеличение массы аппарата-ударника достигалась за счет верхней ступени тяжелой ракеты «Чанчжэн-5», которая не отделяется от аппарата после его выведения в космос.

В 2022 года китайский проект пробного кинетического тарана стал более похож на миссии DART и Hera и теперь включал в себя небольшие зонд-наблюдатель и зонд-ударник. В качестве цели был выбран околоземный 40-метровый астероид 2020 PN1, а запуск был намечен на 2026 год.

Однако в апреле 2023 года проект вновь видоизменился. Теперь целевым астероидом стал околоземный астероид 2019 VL5 из группы Атонов, диаметром 30 метров, а 2020 PN1 — резервной целью. Запуск двух зондов перенесен на 2025 год и будет осуществлен при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-3B». Вначале астероида достигнет зонд-наблюдатель, оснащенный камерами, радаром и анализатором пыли, который изучит его и пронаблюдает весь процесс тарана. Предполагается, что зонд-ударник врежется в 2019 VL5 на скорости 6,4 километра в секунду.

Подробнее о методах планетарной защиты мы рассказывали в материале «Вломи ему, Дарт!».

Японский модуль SLIM в третий раз уснул на Луне