Сибирские горихвостки спрятались от кукушек под боком у людей

Соседство с людьми снизило риск гнездового паразитизма

Сибирские горихвостки селятся рядом с людьми, чтобы кукушки не подкинули яйца в их гнезда. Как выяснили китайские орнитологи, горихвостки, которые гнездятся в зданиях или рядом с ними, реже страдают от гнездовых паразитов. Более того, эти птицы чаще устраивают гнезда в человеческих поселениях, когда риск стать жертвой кукушки особенно велик. В статье для журнала Current Biology отмечается, что орнитологи уже довольно давно знают, что соседство с людьми снижает риск гнездового паразитизма. Однако только теперь удалось подтвердить, что птицы сознательно устраивают гнезда в человеческих поселениях ради защиты от кукушек и их экологических аналогов.

Обыкновенные кукушки (Cuculus canorus) и другие гнездовые паразиты — искусные обманщики. За миллионы лет эволюции многие из них научились откладывать яйца, которые почти неотличимы от яиц их жертв. Когда гнездовой паразит подбрасывает такое яйцо в гнездо птицы-хозяина, та не может выявить обман и заботится о чужом яйце (и о птенце, который из него вылупляется), как о своем собственном. При этом подкидыш нередко убивает родное потомство хозяина, снижая его репродуктивный успех до нуля.

Впрочем, у птиц все же есть способы защититься от гнездовых паразитов. Например, некоторые пернатые строят гнезда с длинным узким входом, куда те не могут проникнуть. Другие совершенствуют зрение, чтобы эффективнее находить подкинутые яйца и избавляться от них — либо откладывают яйца со сложным узором, который трудно подделать. Также предполагается, что птицы могут избегать встреч с кукушками и их экологическими аналогами, выводя потомство в человеческих поселениях, где гнездовые паразиты встречаются намного реже, чем в дикой природе. Впрочем, эту идею до сих пор не проверяли экспериментально.

Команда орнитологов, которую возглавил Вэньхун Дэн (Wenhong Deng) из Пекинского педагогического университета, решила выяснить, действительно ли птицы селятся рядом с людьми, чтобы не стать жертвами гнездовых паразитов. В качестве объекта исследования авторы выбрали сибирскую горихвостку (Phoenicurus auroreus) — типичного хозяина обыкновенной кукушки на востоке ее ареала. Как и некоторые другие виды горихвосток, сибирская часто селится в городах и сельских поселениях, причем порой устраивает гнезда прямо в зданиях.

В 2018-2021 годах Вэньхун Дэн и его коллеги проверили 490 гнезд горихвосток, расположенных в деревне Шуанъюй в провинции Цзилинь на северо-востоке Китая и в ее окрестностях. Следует отметить, что сибирские горихвостки выводят птенцов дважды в год, причем первую кладку делают до того, как кукушки вернутся с зимовки. Таким образом, сначала исследователей интересовали только вторые кладки.

Яйца кукушек удалось обнаружить в 75 осмотренных гнездах, что соответствует 15,3 процента от их общего числа. В гнездах, устроенных в зданиях, подкинутые яйца встречались в три раза реже, чем в гнездах за пределами зданий. Похожая закономерность была выявлена для гнезд, расположенных вне зданий. Чем дальше такое гнездо находилось от ближайшего здания, тем выше был риск, что на нем будет паразитировать кукушка.

Таким образом, сибирские горихвостки, живущие в человеческих поселениях, реже становятся жертвами кукушек. Однако оставалось неясным, стараются ли горихвостки устраивать гнезда как можно ближе к людям, чтобы снизить риск гнездового паразитизма. Чтобы разобраться в этом вопросе, Вэньхун Дэн с соавторами сравнили предпочтения этих птиц в период первой кладки (когда кукушки еще не прилетели с зимовки) и в период второй кладки (когда кукушки уже вернулись и приступили к размножению).

Оказалось, что во время второй кладки горихвостки вдвое чаще устраивают гнезда в зданиях, куда гнездовым паразитам трудно пробраться. А те птицы, что гнездились вне зданий во время второй кладки, старались располагать гнезда ближе к зданиям, чем во время первой кладки. Впрочем, авторы не исключали, что горихвостки меняют предпочтения не из-за возросшего риска паразитизма, а по каким-то другим причинам.

Исключить альтернативные объяснения помог дополнительный эксперимент, в ходе которого исследователи в период первой кладки (когда кукушки отсутствовали) установили чучела кукушек и проигрывали их брачные крики. Еще на четырех участках в качестве контроля были установлены чучела удодов (Upupa epops) и проигрывались их брачные крики. В результате на экспериментальных участках, где горихвостки видели и слышали кукушек, они почти в три раза чаще устраивали гнезда в зданиях, чем на контрольных участках. Даже если птицы с экспериментальных участков гнездились вне зданий, они старались разместить гнезда как можно ближе к ним.

Как отмечают Вэньхун Дэн и его соавторы, орнитологи уже несколько раз демонстрировали, что жизнь по соседству с человеком может защищать птиц от гнездового паразитизма. Например, деревенские ласточки (Hirundo rustica), которые устраивают гнезда внутри человеческих построек, реже страдают от кукушек. Восточные камышовки (Acrocephalus orientalis), которые селятся ближе к жилью, также подвержены меньшему риску гнездового паразитизма.  Однако эксперименты с сибирскими горихвостками впервые подтвердили, что птицы сознательно выбирают места для гнезд рядом с человеком, чтобы защититься от гнездовых паразитов. Скорее всего, так же поступают представители многих видов пернатых по всему миру.

Среди кукушковых ткачей (Anomalospiza imberbis), гнездовых паразитов родом из Африки, есть несколько экологических рас, которые откладывают яйца разного цвета — в зависимости от того, на каком виде птиц они специализируются. Орнитологи выяснили, что гены, отвечающие за расцветку яиц, находятся у ткачей на женской половой хромосоме, а каждая из экологических рас представляет собой эволюционную ветвь, в которой наследование идет по материнской линии.

Розовую рыбу с рукоподобными плавниками засняли среди обломков затонувшего в XIX веке парохода