Кукушки и другие гнездовые паразиты предпочли птиц с маленькими глазами

Американские орнитологи установили связь между размером глаз различных видов птиц и их взаимоотношениями с кукушками и другими гнездовыми паразитами. Оказалось, что у хозяев гнездовых паразитов глаза в среднем мельче, чем у видов, в гнезда которых никто не подкидывает яйца. Кроме того, чем сильнее яйца паразита похожи на яйца его хозяина, тем крупнее у последнего будут глаза. Как отмечается в статье для журнала Biology Letters, крупные глаза обеспечивают птицам острое зрение, а значит, возможность быстро распознать в гнезде подкинутые яйца и выбросить их. Скорее всего, гнездовые паразиты выбирают в качестве хозяев пернатых с небольшими глазами, которые затем в ходе эволюционной гонки вооружений становятся все более глазастыми.

Некоторые птицы, например, обыкновенные кукушки (Cuculus canorus), перекладывают заботу о потомстве на чужаков. Вместо того чтобы самостоятельно строить гнезда, насиживать кладки и выкармливать птенцов, они подбрасывают яйца представителям других видов птиц. Жертвы таких межвидовых гнездовых паразитов несут серьезные потери с точки зрения репродуктивного успеха. В лучшем случае они тратят на чужих детей ресурсы, которые можно было использовать на выращивание собственного потомства, а в худшем подкидыши уничтожают яйца и убивают птенцов приемных родителей.

Неудивительно, что в процессе эволюции потенциальные хозяева вырабатывают адаптации против гнездовых паразитов. Некоторые из них начинают строить закрытые гнезда, куда сложно проникнуть чужаку, а другие обзаводятся сложными узорами на скорлупе, благодаря которым можно отличить подброшенные яйца от своих. Кроме того, птицы учатся распознавать яйца паразитов, даже если те искусно имитируют их собственные, что позволяет им избавляться от подкидышей до их вылупления. Впрочем, гнездовые паразиты, в свою очередь, эволюционируют таким образом, чтобы эффективнее обманывать своих жертв.

Орнитологи Иэн Оспрей (Ian J. Ausprey) из Флоридского университета и его коллега Марк Хаубер (Mark E. Hauber) из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне предположили, что гонка вооружений между гнездовыми паразитами и их хозяевами должна отражаться на физиологии последних. Поскольку для распознавания чужих яиц таким птицам необходимо острое зрение, им было бы выгодно обзавестись крупными глазами.

Для проверки данной гипотезы авторы сравнили абсолютный и относительный размер глаз 2777 видов наземных птиц из 139 семейств. 42 вида из этой выборки являются гнездовыми паразитами, 750 — их хозяевами, а оставшиеся 1985 не относятся ни к первой, ни ко второй группе. Кроме того, в анализ включили информацию о том, как представители разных видов относятся к подброшенным в их гнезда яйцам (принимают они их или отвергают) и о том, пытаются ли те или иные виды гнездовых паразитов имитировать цвет, форму и размер хозяйских яиц.

Исследователи обнаружили, что в среднем у облигатных гнездовых паразитов (то есть видов, представители которых никогда не выращивают потомство самостоятельно; таких существует около ста) глаза крупнее, чем у видов-хозяев (p<0,001). В 84 процентах пар «паразит-хозяин» размер глаз паразита крупнее. Кроме того, глаза у хозяев в среднем мельче, чем у видов, которые не страдают от гнездовых паразитов (p<0,001 для модели без учета эволюционного родства и p<0,02 для модели с учетом). Данные выводы относятся как к абсолютному, так и к относительному размеру глаз.

Хозяева с более крупными глазами чаще отвергают яйца, которые не похожи на их собственные. Однако эта закономерность не работает в отношении яиц, которые имитируют яйца хозяев. В этом случае авторам не удалось обнаружить корреляции между размером глаз разных видов и частотой, с которой они отвергают чужие яйца.

На последнем этапе авторы сосредоточили внимание на выборке из десяти видов, которым подбрасывает яйца обыкновенная кукушка. Оказалось, что чем сильнее цвет кукушечьих яиц совпадает с цветом яиц определенного вида, тем крупнее глаза у его представителей (p=0,02).

Результаты анализа подтверждают идею о связи между размером глаз и уязвимостью перед гнездовыми паразитами. В частности, у хозяев облигатных гнездовых паразитов глаза обычно меньше. Возможно, это связано с тем, что паразиты выбирают в качестве жертв птиц с небольшим размером глаз, которые с меньшей вероятностью распознают подброшенное яйцо. При этом при долгой совместной эволюции гнездового паразита и хозяина (как в случае обыкновенной кукушки и птиц, на которых она перекладывает заботу о своем потомстве), первый все искуснее имитирует цвет яиц жертвы, а второй приобретает все более крупные глаза, чтобы лучше распознавать обман.

Для большинства птиц характерно отличное зрение. Тем не менее некоторые пернатые видят довольно плохо. Например, киви (Apteryx) ищут корм с помощью обоняния и осязания и легко обходятся без зрения. Почти слепыми были и их гигантские вымершие родственники — мадагаскарские эпиорнисы (Aepyornis).

Озон разрушил цветочный шлейф и помешал пчелам найти цветы