Матери-косатки отказались от рождения новых детей ради заботы о взрослых сыновьях

Это отрицательно сказывается на всей южной резидентной популяции

Самки южных резидентных косаток, обитающих у тихоокеанского побережья США и Канады, заботятся о сыновьях на протяжении всей их жизни. Матери тратят на это так много энергии, что им редко удается принести потомство еще раз. Для сравнения, рождение дочерей и забота о них не вредят репродуктивному успеху самок. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, привычка самок жертвовать будущим потомством ради благополучия взрослых сыновей может дорого обойтись всей популяции.

Самки некоторых видов животных проявляют заботу о выросших детенышах на протяжении всей их жизни. Предполагается, что по крайней мере у приматов долгосрочная связь матери и потомства взаимовыгодна, поскольку повышает выживаемость матерей и сокращает интервалы между их родами. Однако верно ли это для других групп, в которых самки на протяжении долгих лет вкладываются в благополучие детей, например, китообразных, пока остается неясным. Не исключено, что у них поддержка выросшего потомства, напротив, ограничивает репродуктивный успех матери.

Разобраться в этом вопросе решила команда зоологов под руководством Майкла Уайсса (Michael N. Weiss) из Эксетерского университета. Исследователи сосредоточили внимание на косатках (Orcinus orca) из южной резидентной популяции, представители которой обитают у берегов Британской Колумбии и Орегона и питаются рыбой — в основном лососем чавычей (Oncorhynchus tshawytscha). Согласно наблюдением, присутствие матери повышает выживаемость этих китообразных в любом возрасте, причем особенно ярко данная закономерность проявляется у самцов. Судя по всему, матери-костаки помогают своим выросшим детям на протяжении всей их жизни, передавая им знания, возглавляя охоту и разделяя добычу.

Уайсс и его коллеги предположили, что чем больше у косатки-самки взрослых детей, особенно мужского пола, тем ниже шансы, что она принесет детенышей в данном году, причем этот эффект не должен зависеть от возраста потомства. Чтобы проверить данную гипотезу, авторы проанализировали сведения о 40 косатках-самках из южной резидентной популяции, собранные в 1982-2021 годах. За это время у них родилось 67 детенышей, из которых 54 пережили свой первый год.

Исследователи установили, что самки косаток, у которых есть сыновья, с меньшей вероятностью приносят новое потомство. Напротив, наличие дочерей никак не влияет на репродуктивный успех их матерей. Согласно расчетам, у самок, родивших хотя бы одного сына, шансы на рождение потомства в каждом последующем году на 70 процентов ниже, чем у самок, родивших хотя бы одну дочь. Таким образом, рождение детенышей мужского пола и их поддержка дорого обходятся самкам косаток. Более того, с возрастом косатки-сыновья не становятся менее затратными для матерей. Это подтверждает, что самки вкладываются в них на протяжении всей жизни, а не просто продолжительного периода времени. По словам авторов, им впервые удалось установить, что пожизненная забота о предыдущих детях снижают репродуктивный успех у вида, размножающегося несколько раз в жизни.

Уайсс с соавторами отмечают, что у косаток-матерей есть разумная причина больше вкладывать в потомство мужского пола. Дело в том, что их дочери приносят потомство в родной группе, что может привести к конфликту за право размножаться между ними и стареющими матерями. Напротив, сыновья спариваются с самками за пределами родной группы. Их собственные дети тоже остаются в чужих группах, не угрожая положению старших самок из родной группы самца.

Точный механизм, который объясняет, почему из-за вложений в самцов косатки-матери приносят меньше потомства, остается неясным. Однако исследователи предполагают, что самки, распределяя пойманную добычу, отдают больше еды сыновьям (которые из-за крупных размеров не слишком умело охотятся на рыбу) и меньше оставляют себе. А поскольку численность чавычи в последние десятилетия сократилась, самкам просто перестает хватать энергии, чтобы выносить и выкормить еще одного детеныша. Возможно, косатки-матери из соседних популяций тоже сильнее вкладываются в сыновей, но из-за обилия корма это не сказывается на их репродуктивном успехе.

С начала 1990 годов численность южных резидентных косаток снижается и сейчас составляет всего 73 особи. Авторы предсказывают, что, поскольку у 63 процентов местных самок, находящихся в репродуктивном возрасте, есть сыновья, то прирост популяции продолжит замедляться из-за описанного выше механизма. Таким образом, шансов на рост численности популяции почти нет.

Ранее мы рассказывали о том, как два самца косаток, поселившиеся около южноафриканского города Хансбай, научились охотиться на белых акул (Carcharodon carcharias) и выедать у них богатую энергией печень. Чтобы выжить, акулам пришлось покинуть регион, где они еще недавно встречались регулярно. А позднее выяснилось, что навык охоты на белых акул переняли и другие местные косатки, о чем свидетельствуют съемки с дрона и вертолета.

Пингвины Адели бессимптомно перенесли высокопатогенный птичий грипп