Охоту южноафриканских косаток на белых акул впервые запечатлели на видео. Редкие кадры были сделаны в мае этого года с дрона и вертолета. Как отмечают зоологи, ранее предполагалось, что на белых акул научились охотиться только две косатки из Южной Африки — самцы Порт и Старборд. Однако новые наблюдения заставляют предположить, что они передали свои навыки сородичам за счет социального обучения. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ecology.
Косатки (Orcinus orca) являются одними из самых опасных морских хищников. Крупные размеры, высокий интеллект и способность работать в команде позволяют им охотиться на разнообразную добычу: от рыб до морских птиц, ластоногих, дельфинов и китов. Порой косатки нападают даже на знаменитых белых акул (Carcharodon carcharias). Например, недавно команда зоологов под руководством Элисон Таунер (Alison Towner) из Университета Родса описала, как самцы косаток Порт и Старборд, поселившиеся около южноафриканского города Хансбай, начали охотиться на белых акул ради их богатой энергией печени. В результате рыбам пришлось покинуть регион, где они еще недавно встречались регулярно.
Исследователи собрали достаточно доказательств, что Порт и Старборд охотятся на белых акул, например, найденные на берегу туши этих рыб с характерными ранами. Тем не менее, до апреля этого года, когда научная статья авторов была принята в печать, они не наблюдали за этим поведением лично и не фиксировали его на камеру. Более того, охоту косаток на белых акул никогда не описывали в деталях ни в южноафриканских водах, ни где-либо еще.
Разобраться в том, как именно косатки из Южной Африки добывают белых акул, удалось в конце минувшей весны. Шестнадцатого мая в половине третьего дня местный житель Кристиаан Стопфорт (Christiaan Stopforth) заметил в океане неподалеку от города Мосселбай группу из пяти косаток, среди которых был Старборд, и начал снимать их на видео с дрона. Сначала все особи держались вместе, однако затем Старборд и неизвестная особь, которой дали условное имя KW2, отделились от сородичей KW3, KW4 и KW5 и направились в район в полукилометре к востоку от устья реки Хартенбос.
Пока KW3 и KW4 оставались на поверхности, KW5 опустилась на глубину и вскоре вернулась, выталкивая мордой и переворачивая брюхом вверх трехметровую белую акулу. Рыба выглядела уже мертвой. Оказавшись на поверхности, KW5 нанесла акуле укус в брюхо в районе грудных плавников, выпустив облако крови. После этого косатка начала погружаться с жертвой в пасти, однако выпустила ее и поплыла прочь. К акуле быстро подплыла KW3, схватила рыбу за хвост и скрылась вместе с ней под водой. Через некоторое время KW3 всплыла вдалеке от последнего места наблюдений акулы, а затем все три косатки отправились в западном направлении. Позднее туда же поплыли и Старборд с KW2. Обнаружить труп акулы, предположительно убитой KW5, не удалось.
В тот же день с двух до трех часов дня другой местный житель, Дадли Арчер (Dudley Archer), несколько раз пролетел над устьем реки Хартенбос на вертолете. Он увидел в море двух косаток, которые убили двух белых акул, однако запечатлеть их на видео не успел. Тем не менее, Арчеру удалось снять на смартфон взаимодействия между четырьмя косатками из той же группы, что видел Стопфорт, и несколькими белыми акулами. На первой видеозаписи, которую мужчина сделал в 14:07, Старборд преследует акулу, а на второй, сделанной в 14:27, за другой акулой плывет другая косатка. Обе косатки держались вблизи жертв и двигались медленно, а акулы пытались избежать нападения, плавая вокруг косаток кругами. На еще одном видео, записанном в 14:19, можно увидеть Старборда и трех других косаток, которые держатся у поверхности. Судя по фото, которые были сделаны за несколько секунд до этого, хищники поедали большой кусок акульей печени. Вероятно, как и предполагали ранее Таунер и ее соавторы, косатки убивают акул ради печени, которая способна на день обеспечить энергией взрослую особь (и которую удобно добывать, поскольку она всплывает на поверхность), а остальную тушу бросают. В общей сложности за 71 минуту наблюдений косатки убили двух или трех белых акул.
Когда косатки начали охотиться на белых акул в окрестностях города Хансбай, те вскоре покинули это место. То же самое произошло и в окрестностях Мосселбая. За несколько минут до начала наблюдений Стопфорта и Арчера люди на побережье видели, как белые акулы спешно уплывают из этого района океана. Некоторые особи даже заплывали на мелководье. Кроме того, учеты с дронов показали, что после нападений в окрестностях Мосселбая почти не осталось белых акул. Если до шестнадцатого мая здесь отмечали по четыре особи этого вида меньше чем за час, то за восемь последующих дней удалось заметить всего одну. Туристические операторы, которые организуют погружения к белым акулам в клетках, также отметили, что до шестнадцатого мая встречали в среднем по 3,3 акулы за погружение, однако после эти рыбы пропали на 45 дней. Следующую белую акулу удалось заметить здесь только во время погружений первого июля.
Таунер с соавторами отмечают, что способность охотиться на акул распространена среди южноафриканских косаток шире, чем они предполагали. В предыдущей публикации авторы допускали, что этот тип добычи используют только Порт и Старборд. Однако наблюдения, сделанные в минувшем мае, заставляют предположить, что навыки охоты на белых акул передаются от одной особи к другой через социальное обучение. Если значительная часть популяции южноафриканских косаток освоят охоту на белых акул, это будет иметь серьезные последствия для местной экосистемы, а также экономики прибрежных городов, основанной на туризме.
Биолог Ольга Филатова много лет изучает поведение косаток. На нашем сайте вы можете прочесть отрывок из ее книги «Облачно, возможны косатки», посвященный зрению, слуху и приспособлениям для сохранения тепла у китообразных.
Сергей Коленов
Такое поведение фиксируется в южной резидентной популяции впервые с конца 1980 годов
Осенью 2024 года у северо-западного побережья Северной Америки заметили нескольких южных резидентных косаток, которые носили на головах тушки лососей. Эта традиция была широко распространена в популяции в конце 1980 годов, но с тех пор ее здесь не фиксировали. Зачем косатки удерживают рыбу на голове, остается неясным: возможно, они откладывают ее про запас или просто играют. Как бы то ни было, необычное поведение китообразных, скорее всего, связано с обилием лососей в 1987 и 2024 годах, отмечает New Scientist.