Физики не будут указывать российские институты в статьях об экспериментах на коллайдере

Ученые ЦЕРНа решили проблему российских и белорусских аффилиаций

Руководство четырех главных научных коллабораций ученых, работающих на Большом адронном коллайдере, приняло решение по обсуждавшейся почти год проблеме указания аффилиаций российских и белорусских ученых в научных статьях о результатах экспериментов на коллайдере. По итогам голосования был принят вариант, согласно которому в статьях не будут указывать институты из России и Белоруссии, но полные списки будут отправляться в научные журналы. Об этом говорится в письме руководства членам коллаборации ALICE, текст которого есть в распоряжении редакции N + 1.

После того, как Россия начала военные действия на территории Украины, статьи с результатами, полученными на Большом адронном коллайдере, не отправляли в научные журналы, а только выкладывали на сервер препринтов arXiv.org — без списков авторов.

С весны 2022 года ученые пытались решить, как именно следует указывать в статьях названия российских и белорусских институтов, а также грантовых фондов — в частности, потому, что многие страны-члены ЦЕРНа запретили сотрудничество с российскими организациями. Несколько раундов голосования закончились ничем. Подробно об этих спорах и вариантах решения этой проблемы мы писали в материале «Как могилу подписывать будем».

В итоге было принято решение провести рейтинговое голосование сразу по трем вариантам. В четверг были подведены итоги недельного электронного голосования, в котором участвовали 89 процентов членов советов коллабораций. Большинство голосов набрал вариант «С», предложенный ранее украинскими учеными, говорится в письме руководства членам коллаборации ALICE.

В соответствии с этим вариантом, в статьях не будут указаны российские и белорусские институты, а также Объединенный институт ядерных исследований. Однако в списках имен авторов будут индексы исследователей в системе ORCID, а редакции журналов будут получать полные списки имен и аффилиаций без изъятий — не для публикации, а для машинной обработки и сбора исторических данных. Некоторые российские физики ранее уже называли такой вариант дискриминационным.

Участие российских исследователей в международных проектах и программах последовательно сворачивается с начала военных действий на территории Украины. Фактически закрыт российско-европейский проект «ЭкзоМарс», российских пользователей отключили от базы научных статей Web of Science, а немецкие ученые выключили телескоп eRosita на борту космического аппарата «Спектр-РГ» (подробнее об этом читайте в материале «Двери закрываются»).

Как могилу подписывать будем?

Почему ЦЕРН никак не решит проблему российских аффилиаций в научных статьях