Наземный телескоп SOAR рассмотрел длинный кометоподобный хвост из пыли и обломков у астероида Диморф. Хвост обладает протяженностью около 10 тысяч километров и образовался после тарана астероида зондом DART, сообщается на сайте центра NOIRLab.
Диморф был открыт в 1996 году, обладает диаметром около 170 метров и относится к спектральному классу S, он входит в двойную систему околоземных астероидов, синхронно вращаясь вокруг 780-метрового астероида Дидим. Это малое тело было выбрано в качестве цели для тестирования кинетического тарана как способа защиты Земли от опасных астероидов — 27 сентября 2022 года в астероид контролируемо врезался зонд DART, за этим процессом наблюдал кубсат LICIACube, а также наземные и космические телескопы.
Через два дня после тарана астероид пронаблюдал 4,1-метровый наземный телескоп SOAR (Southern Astrophysical Research) в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо при помощи инструмента GTHS (The Goodman High Throughput Spectrograph). На полученном изображении виден огромный шлейф из пыли и обломков, выброшенных с поверхности астероида, который вытягивается в длинную линию из-за давления солнечного излучения, чем мало отличается от хвоста кометы. Примерная физическая длина хвоста Диморфа составляет не менее десяти тысяч километров.
Данные наблюдений должны помочь ученым понять, сколько вещества Диморфа было выброшено при таране, с какой скоростью оно разлеталось, а также оценить распределение размеров частиц в расширяющемся пылевом облаке. Это, в свою очередь, не только даст информацию о свойствах Диморфа, но и поможет лучше моделировать процесс отклонения астероидов путем тарана для защиты Земли.
Подробнее о методах планетарной защиты и деталях проекта DART, можно узнать в материале «Вломи ему, Дарт!».
Александр Войтюк
Она не восстановилась при возвращении на Землю
Американские исследователи создали автоматизированную систему с органоидами человеческого сердца на чипе и на месяц отправили ее на Международную космическую станцию (МКС), чтобы изучить действие микрогравитации на миокард. За время пребывания в космосе в биоинженерной ткани снизилась сила сокращений, появилась склонность к аритмиям, произошли клеточные повреждения, развилась митохондриальная дисфункция и повысилась активность генов, связанных с различными заболеваниями. Отчет о работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.