Наземные телескопы увидели рождение пылевого облака после тарана астероида зондом DART

Наземные обсерватории и астрономы-любители увидели рождение и расширение облака из пыли и обломков, возникшего после управляемого столкновения зонда DART с небольшим астероидом Диморф. Результаты наблюдений могут помочь узнать больше о составе и структуре астероида, сообщает Space.com.

DART (Double Asteroid Redirection Test) отправился в космос осенью прошлого года, а 27 сентября 2022 года протаранил 160-метровый астероид Диморф из двойной околоземной системы Дидим. За этим событием, помимо кубсата LICIACube, наблюдал целый ряд наземных телескопов. Подобные наблюдения важны как для астрономов, интересующихся составом и внутренней структурой Диморфа, так и специалистам по планетарной защите, которые должны оценить эффективность метода кинетического тарана для изменения орбиты астероида.

На кадрах, полученных телескопами автоматической системы ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System), хорошо заметен быстрый рост яркости Диморфа, а также расширение облака из пыли и обломков, поднятых с поверхности астероида. Облако также зафиксировал метровый телескоп Леседи Южноафриканской астрономической обсерватории, а также российско-турецкий 1,5-метровый оптический телескоп РТТ-150.

Многие астрономы-любители тоже принимали участие в наблюдениях за процессом тарана DART Диморфа. На полученных снимках видна вспышка яркости системы и образование пылевого облака.

Наблюдения за системой будут продолжаться около полугода, чтобы оценить изменение орбиты Диморфа вокруг Дидима за счет тарана, которое проявится в изменении орбитального периода. Оно может составлять от минимум 73 секунд до нескольких минут.

Подробнее о методах планетарной защиты и деталях проекта DART, можно узнать в материале «Вломи ему, Дарт!».

Японский модуль SLIM проснулся на Луне