«Джеймс Уэбб» и «Хаббл» увидели вспышку яркости астероида Диморф после столкновения с зондом DART

Космические телескопы «Джеймс Уэбб» и «Хаббл» провели наблюдения за процессом тарана зондом DART астероида Диморф. Телескопы увидели выбросы вещества с поверхности Диморфа и резкое увеличение его яркости, которая необычно долго не снижалась, сообщается на сайте «Джеймса Уэбба».

27 сентября 2022 года 550-килограммовый зонд DART столкнулся на скорости 6,7 километра в секунду со 160-метровым астероидом Диморф, что стало первой проверкой на практике метода кинетического тарана для защиты Земли от опасных астероидов. Для наблюдений за тараном была организована целая наблюдательная кампания, в которой участвовали кубсат LICIACube, а также наземные телескопы и астрономы-любители.

В наблюдениях участвовали и космические телескопы «Джеймс Уэбб» и «Хаббл», ученые ожидают, что собранные данные позволят дать оценку массы выброшенного с поверхности Диморфа вещества, распределение по размерам частиц в пылевом облаке, а также составе поверхностного слоя астероида. «Хаббл» вел наблюдения при помощи камеры WFC3 в оптическом диапазоне, а «Джеймс Уэбб» — при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam.

Телескопы заметили возникновение шлейфов вещества астероида, расходящиеся от Диморфа после удара, а также трехкратный резкой рост его яркости из-за тарана. Интересно, что яркость не спадала в течение восьми часов после удара, что предстоит объяснить астрономам. «Хаббл» будет наблюдать за Диморфом еще десять раз в течение следующих трех недель, а «Джеймс Уэбб в ближайшие месяцы исследует астероид при помощи инструментов MIRI и NIRSpec.

Подробнее о методах планетарной защиты и деталях проекта DART, можно узнать в материале «Вломи ему, Дарт!».

Японский модуль SLIM в четвертый раз уснул на Луне