Российская ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» достигла Северного Ледовитого океана и начала свою работу, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. 2 октября состоялось открытие станции «Северный полюс-41». Это ознаменовало возобновление Россией регулярных научных наблюдений в Арктике.
Платформа была построена по заказу Росгидромета на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи». В декабре 2020 года, через два года после начала строительства, ЛСП спустили на воду, а в августе 2022 года платформу ввели в эксплуатацию. Платформа позволит продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые начались в 1937 году с открытием первой советской подобной станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина. В 2013 году из-за таяния льдов в Арктике программу пришлось свернуть.
Экспедиция «Северный полюс-41» стартовала из Мурманска в сентябре этого года. Судно самостоятельно прибыло к месту вмораживания в лед и далее может в течение двух лет автономно полностью обеспечивать работу экипажа и научно-исследовательской экспедиции. На платформе расположены 15 лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием для исследований, а также есть вертолетная площадка.
ЛСП «Северный полюс» пришвартовалась к кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров. 2 октября в 7 часов утра в точке с координатами 82°37’ северной широты 155°31’ восточной долготы был поднят флаг экспедиции. Ученые выгрузили на лед необходимую технику, транспорт и научное оборудование, там были развернуты полевые лаборатории. Экспедиция уже отправила на «большую землю» первую метеосводку, сообщают в ААНИИ. Участники экспедиции будут изучать меняющийся климат в Арктике и проверят прогнозы, связанные с ним. Кроме того, данные экспедиции позволят обеспечить безопасную навигацию по Северному морскому пути. Предполагается, что платформа будет дрейфовать через приполюсный район, в Гренландское море. Затем, после выхода из пролива Фрама, ЛСП «Северный полюс» своим ходом придет в Мурманск.
В начале этого года атомный ледокол «Арктика» завершил свой первый рейс на Северном морском пути и провел караван судов в порт Певек на Чукотке. А в Антарктиде началась сборка нового зимовочного комплекса станции «Восток».
Надежда Чекасина
Предыдущий разбился при испытаниях
Британская компания Vertical Aerospace представила второй прототип пятиместного электрического аэротакси VX4, сообщает New Atlas. Прототип получил улучшенную систему энергообеспечения, которая, по словам компании, мощнее предыдущей версии на 20 процентов и включает в себя батареи и электронику собственной разработки. Система поддерживает быструю зарядку и в целях безопасности имеет несколько резервных источников питания. Ожидается, что повышение мощности благоприятно отразится на характеристиках и позволит аэротакси развивать заявленную ранее крейсерскую скорость 240 километров в час. Другим нововведением стали пропеллеры, теперь они изготовлены из углеродного волокна, и имеют оптимизированную форму для снижения уровня шума. Сейчас Vertical Aerospace работает совместно с Управлением гражданской авиации Великобритании для получения разрешения на испытательные полеты и параллельно строит третий прототип, чтобы ускорить программу испытаний и быстрее перейти к полетам с пилотом на борту.