Российская ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» достигла Северного Ледовитого океана и начала свою работу, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. 2 октября состоялось открытие станции «Северный полюс-41». Это ознаменовало возобновление Россией регулярных научных наблюдений в Арктике.
Платформа была построена по заказу Росгидромета на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи». В декабре 2020 года, через два года после начала строительства, ЛСП спустили на воду, а в августе 2022 года платформу ввели в эксплуатацию. Платформа позволит продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые начались в 1937 году с открытием первой советской подобной станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина. В 2013 году из-за таяния льдов в Арктике программу пришлось свернуть.
Экспедиция «Северный полюс-41» стартовала из Мурманска в сентябре этого года. Судно самостоятельно прибыло к месту вмораживания в лед и далее может в течение двух лет автономно полностью обеспечивать работу экипажа и научно-исследовательской экспедиции. На платформе расположены 15 лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием для исследований, а также есть вертолетная площадка.
ЛСП «Северный полюс» пришвартовалась к кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров. 2 октября в 7 часов утра в точке с координатами 82°37’ северной широты 155°31’ восточной долготы был поднят флаг экспедиции. Ученые выгрузили на лед необходимую технику, транспорт и научное оборудование, там были развернуты полевые лаборатории. Экспедиция уже отправила на «большую землю» первую метеосводку, сообщают в ААНИИ. Участники экспедиции будут изучать меняющийся климат в Арктике и проверят прогнозы, связанные с ним. Кроме того, данные экспедиции позволят обеспечить безопасную навигацию по Северному морскому пути. Предполагается, что платформа будет дрейфовать через приполюсный район, в Гренландское море. Затем, после выхода из пролива Фрама, ЛСП «Северный полюс» своим ходом придет в Мурманск.
В начале этого года атомный ледокол «Арктика» завершил свой первый рейс на Северном морском пути и провел караван судов в порт Певек на Чукотке. А в Антарктиде началась сборка нового зимовочного комплекса станции «Восток».
Надежда Чекасина
Какими были советские суда на подводных крыльях
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Вплоть до XVIII века государство не участвовало в организации речного судоходства в России. При Петре I началось строительство новых водных путей и модернизация судостроения. Его дело продолжила Екатерина II, которая учредила первый свод законов и норм речного флота. В книге «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» (издательство «Альпина нон-фикшн») писатель Алексей Иванов рассказывает, как развивался и какую роль сыграл речной флот в истории России. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным судам на подводных крыльях, разработанных под руководством инженера Ростислава Алексеева.