Атомный ледокол «Арктика» завершил свой первый рейс на Северном морском пути. Как сообщает пресс-служба Чукотского автономного округа, он провел караван судов в порт Певек на Чукотке.
«Арктика» — головное судно проекта 22220. Как и у других ледоколов проекта, у него водоизмещение 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра, ширине 34 метра и высоте 15,2 метра. Минимальная осадка «Арктики» — 8,55 метра — позволяет ей проходить по замерзшим руслам рек, а максимальная — 10,5 метра — проламывать толстые океанские льды. Ледокол оснащен двухреакторными энергетическими атомными установками РИТМ-200 мощностью 60 мегаватт на валах.
«Арктика» вошла в состав ледокольного флота России позапрошлой осенью, несмотря на неисправный гребной двигатель. Через десять месяцев после принятия в эксплуатацию судно отправилось на ремонт, а в ноябре снова вышло на ходовые испытания, которые через месяц успешно завершились.
Пресс-служба Чукотского автономного округа 10 января сообщила, что ледокол «Арктика» провел в порт Певек на Чукотке три теплохода — «Инженер Трубин», «Юрий Аршеневский» и «Полар Кинг». Суда доставили 14 тысяч тонн грузов, в том числе строительные материалы, промышленные товары и продукты. Это был первый рейс «Арктики» на Северном морском пути.
Кроме «Арктики» по проекту 22220 строят еще несколько ледоколов. Второе судно проекта, «Сибирь», вышло на ходовые испытания этой осенью.
Василиса Чернявцева
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».