Ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс» ввели в эксплуатацию

Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» завершено и судно введено в эксплуатацию, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, поступившем в редакцию N + 1. Судно отправится в первый рейс 1 сентября. Оно позволит ученым продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые проводились на дрейфующих станциях «Северный полюс» с 1930-х годов.

В 1937 году была открыта первая советская научно-исследовательская дрейфующая ледовая станция «Северный полюс-1». Четверо ученых под руководством Ивана Папанина дрейфовали на судне около девяти месяцев, льдина проплыла более 2000 километеров. После войны возобновилась высадка на лед исследовательских станций: 30 экспедиций работали в Арктике до 1991 года. Первую постсоветскую станцию «Северный полюс-32» высадили на лед в 2003 году. На ней исследователи изучали состояние атмосферы, морского льда, течений и климата.

Однако со временем ученым из-за изменения климата в Арктике стало все сложнее находить подходящие места для станций. Кроме того, для организации подобных экспедиций необходимо было задействовать атомный ледокол, что обходилось дорого. Поэтому 2015 году практика высадки исследовательских станций на лед прекратилась, а «Северный полюс-2015» стала последней такой станцией.

Трудности в организации экспедиций показали необходимость создания самодвижущейся ледостойкой платформы. В 2018 году на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» по заказу Росгидромета началось строительство арктического судна «Северный полюс» (проект 00903). В 2020 году, когда платформа была готова на 61 процент, ее спустили на воду.

Судно длиной 83,1 метра и шириной 22,5 метра (не считая вертолетной площадки и крыльев ходового мостика) имеет водоизмещение около 10,4 тысяч тонн. Мощность двигателя — 4,2 мегаватта, судно способно развивать скорость 10 узлов. Экипаж платформы — 14 человек, еще 34 человека — научный персонал. Платформа рассчитана на то, что она самостоятельно достигает необходимого места по воде или тонкому льду, а затем вмораживается в льдину и дрейфует вместе с ней. ЛСП «Северный полюс» оснащена всем необходим для круглогодичной работы и может дрейфовать в течение двух лет.

Станция обеспечит экипажу и ученым безопасную работу во время экспедиции. Корпус построен таким образом, что его форма оптимально распределяет нагрузку от сжатия, выдавливая судно на поверхность льда. Также она позволяет разместить на судне большое количество необходимого оборудования и запасов. На платформе есть вертолетная площадка, 15 лабораторий, а также оборудование для организации исследовательских площадок на льду.

Сейчас платформа покинула «Адмиралтейские верфи» и отправилась в Большой порт Санкт-Петербург на дозагрузку. Первый рейс судна состоится 1 сентября 2022 года, «Северный полюс» отправится в Мурманск, а оттуда — в центральную Арктику. Во время него ученые будут проводить геологические, геофизические, акустические, океанографические и другие исследования. Одной из приоритетных задач станции будет обеспечение максимально точными и оперативными прогнозами судоходство по Северному морскому пути.

Параллельно с исследованием Арктики российские ученые проводят и антарктические исследования. Для этого в начале года в Антарктиде начали собирать новый зимовочный комплекс станции «Восток».

Надежда Чекасина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Не только кимчхи: История, культура и повседневная жизнь Кореи»

С чего началась история корейской автомобильной индустрии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора