Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» завершено и судно введено в эксплуатацию, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, поступившем в редакцию N + 1. Судно отправится в первый рейс 1 сентября. Оно позволит ученым продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые проводились на дрейфующих станциях «Северный полюс» с 1930-х годов.
В 1937 году была открыта первая советская научно-исследовательская дрейфующая ледовая станция «Северный полюс-1». Четверо ученых под руководством Ивана Папанина дрейфовали на судне около девяти месяцев, льдина проплыла более 2000 километеров. После войны возобновилась высадка на лед исследовательских станций: 30 экспедиций работали в Арктике до 1991 года. Первую постсоветскую станцию «Северный полюс-32» высадили на лед в 2003 году. На ней исследователи изучали состояние атмосферы, морского льда, течений и климата.
Однако со временем ученым из-за изменения климата в Арктике стало все сложнее находить подходящие места для станций. Кроме того, для организации подобных экспедиций необходимо было задействовать атомный ледокол, что обходилось дорого. Поэтому 2015 году практика высадки исследовательских станций на лед прекратилась, а «Северный полюс-2015» стала последней такой станцией.
Трудности в организации экспедиций показали необходимость создания самодвижущейся ледостойкой платформы. В 2018 году на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» по заказу Росгидромета началось строительство арктического судна «Северный полюс» (проект 00903). В 2020 году, когда платформа была готова на 61 процент, ее спустили на воду.
Судно длиной 83,1 метра и шириной 22,5 метра (не считая вертолетной площадки и крыльев ходового мостика) имеет водоизмещение около 10,4 тысяч тонн. Мощность двигателя — 4,2 мегаватта, судно способно развивать скорость 10 узлов. Экипаж платформы — 14 человек, еще 34 человека — научный персонал. Платформа рассчитана на то, что она самостоятельно достигает необходимого места по воде или тонкому льду, а затем вмораживается в льдину и дрейфует вместе с ней. ЛСП «Северный полюс» оснащена всем необходим для круглогодичной работы и может дрейфовать в течение двух лет.
Станция обеспечит экипажу и ученым безопасную работу во время экспедиции. Корпус построен таким образом, что его форма оптимально распределяет нагрузку от сжатия, выдавливая судно на поверхность льда. Также она позволяет разместить на судне большое количество необходимого оборудования и запасов. На платформе есть вертолетная площадка, 15 лабораторий, а также оборудование для организации исследовательских площадок на льду.
Сейчас платформа покинула «Адмиралтейские верфи» и отправилась в Большой порт Санкт-Петербург на дозагрузку. Первый рейс судна состоится 1 сентября 2022 года, «Северный полюс» отправится в Мурманск, а оттуда — в центральную Арктику. Во время него ученые будут проводить геологические, геофизические, акустические, океанографические и другие исследования. Одной из приоритетных задач станции будет обеспечение максимально точными и оперативными прогнозами судоходство по Северному морскому пути.
Параллельно с исследованием Арктики российские ученые проводят и антарктические исследования. Для этого в начале года в Антарктиде начали собирать новый зимовочный комплекс станции «Восток».
Надежда Чекасина
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.