На петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялся спуск на воду самодвижущейся арктический платформы «Северный полюс» (проект 00903), говорится в сообщении Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ). Судно, построенное по заказу Росгидромета, позволит ученым продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые с 1930-х годов проводились на дрейфующих станциях «Северный полюс».
Первая дрейфующая ледовая станция «Северный полюс-1» открылась в 1937 году: четверо ученых под руководством Ивана Папанина провели на льду около девяти месяцев. После войны, в 1950-е годы, практика высадки на лед исследовательских станций возобновилась, и до 1991 года в Арктике работали 30 экспедиций — иногда на льду находились одновременно две станции. В 2003 году на лед была высажена первая постсоветская станция, «Северный полюс-32». Ученые в дрейфующих лагерях занимались изучением морского льда, состояния атмосферы, течений, экологической обстановки, климата.
Однако в 2015 году эту практика была прекращена, станция «Северный полюс-2015» стала последней. С одной стороны, это было связано с изменениями климата в Арктике: ученым все сложнее было находить удобные для станции поля многолетних льдов толщиной более двух-трех метров, кроме того, сами эти льдины становились все менее долгоживущими. Кроме того, для организации экспедиции необходимы были рейсы атомного ледокола, что выливалось в значительные расходы. Поэтому с 2012 года начала обсуждаться идея построить самодвижущуюся ледостойкую платформу, которая сможет своим ходом дойти до нужного региона, где «вморозится» в лед и будет дрейфовать вместе с ним. При этом исследователи будут оставаться в безопасности и комфорте, а срок службы такой платформы может составить 25 лет.
Строительство платформы началось в 2018 году. По информации ААНИИ, длина платформы составляет 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, водоизмещение — более 10 тысячи тонн, мощность двигателя — 4,2 мегаватта. В самодвижущемся режиме судно сможет развивать скорость до 10 узлов. Экипаж судна — 14 человек, научный персонал — 34 человека. Запас топлива позволит платформе работать в Арктике непрерывно около трех лет.
18 декабря платформа была спущена на воду, на этот момент она достроена на 61 процент: построены корпус и подводная часть, установлены все акустические приборы, находящиеся в подводной части судна, отливные патрубки, подруливающее устройство. В дальнейшем на борту будет оборудовано 15 научных лабораторий. На одной из палуб будет оборудована вертолетная площадка, рассчитанная на вертолеты типа Ми-8 и Ми-38. Окончание строительства запланировано на 2022 год.
Ранее мы писали о российской плавучей АЭС, которая прибыла на Чукотку, а также о том, что российский атомный ледокол нового поколения «Арктика» включен в состав флота.
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.