В Антарктиде начали собирать новый зимовочный комплекс станции «Восток». После окончания подготовительных работ, начавшихся еще в сезоне 2019–2020 годов, строители установили 36 опор будущей станции и начали монтаж горизонтальных балок платформы-основания. Об этом сообщается в пресс-релизе Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Рядом с Южным геомагнитным полюсом Земли расположена единственная российская внутриконтинентальная антарктическая станция «Восток», которая была основана в 1957 году во время второй Советской Антарктической экспедиции. За десятилетия своего существования станция ушла глубоко под снег, а ее износ приближается к 100 процентам. О начале работ над проектом нового зимовочного комплекса станции «Восток» стало известно в конце 2018 года.
В 2020 году Гатчинский Опытный завод строительных конструкций закончил контрольную сборку нового зимовочного комплекса, который рассчитан на проживание 35 полярников в летнее время и 15 — в зимнее. Его жилая площадь составляет порядка 1500 квадратных метров. Комплекс будет обеспечиваться энергией с помощью четырех дизель-генераторов мощностью 200 киловатт каждый. Дополнительно будут установлены еще две резервные установки такой же мощности. Кроме того, полярники получат новые снегоплавильные установки, систему водоснабжения и отопления.
Модули станции были разобраны и погружены на борт атомного лихтеровоза «Севморпуть» в 2020 году, который должен был доставить их в Антарктиду. Однако у берегов Западной Африки у него сломалась винторулевая группа, после чего судну пришлось вернуться в Санкт-Петербург. Первая часть модулей в итоге отправилась к Антарктиде лишь 7 сентября 2021 года на контейнеровозе «Мыс Дежнев». 15 сентября за ним последовал контейнеровоз «Андрей Осипов», а в конце месяца в сторону Антарктиды выдвинулись ледокол «Капитан Хлебников» и танкер «Ярослав Мудрый».
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт сообщил, что в Антарктиде начались работы по сборке нового зимовочного комплекса станции «Восток». Им предшествовали подготовительные работы, которые проходили в течение трех сезонов (2019–2020, 2020–2021, 2021–2022 годов). Они заключались в послойном уплотнении снежной поверхности для создания качественного фундамента, который будет способен выдержать новую станцию. Расчетная несущая способность плиты, размер которой составляет 200×120×3 метра, в пять раз превышает давление опор будущей станции на поверхность. Перепад высот на поверхности, определенный по окончанию работ с помощью геодезической съемки, составил меньше десяти сантиметров.
На подготовленном фундаменте строители установили с помощью крана 36 опор станции, высота которых составляет три метра. Они позволят зимовочному комплексу оставаться незанесенным снегом в течение многих лет. До конца текущего сезона планируется завершить монтаж платформы-основания. Так, монтаж ее горизонтальных балок уже выполнен на треть.
На сегодня на станцию «Восток» санно-гусеничными походами привезли уже свыше 900 тонн строительных грузов и топлива, которые ранее были доставлены на береговую станцию «Прогресс» контейнеровозами. В ближайшее время будет доставлено еще 300 тонн грузов, а также дополнительное топливо с подбаз «550 км» и «1100 км».
Подробнее узнать о том, какой будет обновленная российская станция «Восток», можно в нашем материале «Остаться в Антарктиде».
Михаил Подрезов
При условии слабых ограничений на выбросы парниковых газов и потепления более чем на два градуса
Если не ограничить антропогенные выбросы парниковых газов, то к 2100 году китовые акулы могут в 15 тысяч раз чаще сталкиваться с судами, чем это происходит сейчас. Риски таких столкновений вырастут из-за существенного расширения ареала этих рыб в сторону полюсов вслед за более благоприятными океанографическими условиями, например, обилием фитопланктона. Такие прогнозы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Climate Change.