Российский атомный лихтеровоз «Севморпуть» — единственное в мире работающее гражданское грузовое судно с ядерной силовой установкой — из-за повреждения прервал рейс в Антарктиду, куда он должен доставить новый зимовочный комплекс для станции «Восток», сообщил сайт The Barents Observer. По данным сайта MarineTraffic, со второй половины октября судно курсирует в Атлантическом океане в 100-200 километрах от Луанды. В пресс-службе «Атомфлота» N + 1 сообщили, что у судна поврежден винт: одну из его лопастей придется демонтировать.
Ледокольно-транспортное судно «Севморпуть» с ядерной энергетической установкой было построено в 1988 году, первоначально оно было предназначено для перевозки контейнеров и лихтеров — небольших барж-контейнеров, которые удобны для разгрузки в необорудованных портах. Судно могло брать на борт 74 лихтера или 1300 морских контейнеров. До середины 2000-х годов лихтеровоз совершал рейсы по Северному морскому пути, а затем стоял в порту Мурманска, ожидая решения своей судьбы.
Помимо утилизации рассматривались варианты превращения «Севморпути» в морскую буровую платформу. В 2013 году было принято решение восстановить судно и использовать его в качестве контейнеровоза. Ремонт был закончен в 2014 году, а в 2016 году лихтеровоз отправился в первый рейс после почти десятилетнего простоя.
В конце сентября «Севморпуть» прибыл в порт Петербурга с 206 контейнерами с рыбой и морепродуктами из Петропавловска-Камчатского, и в начале октября отправился в первый в своей истории рейс в Антарктиду с новым зимовочным комплексом для станции «Восток». Здания станции «Восток», расположенной почти в центре континента, были построены в конце 1950-х годов, за десятилетия они ушли глубоко под снег, а оборудование и инфраструктура очень сильно износились. В Гатчине под Петербургом был построен новый комплекс зданий для станции (подробнее о его устройстве читайте в нашем материале «Остаться в Антарктиде»).
Модули станции были разобраны и погружены на борт «Севморпути», после чего судно отправилось в Антарктиду в компании с ледоколом «Капитан Драницын» со специалистами, которые будут заниматься сборкой, на борту. Ожидалось, что «Севморпуть» доберется до антарктического берега, в бухту Тала в районе станции «Прогресс», 1 ноября.
Судя по данным сайта MarineTraffic, который отображает информацию о положении судов по данным автоматической идентификационной системы (AIS), «Севморпуть» как минимум с конца октября остается у берегов западной Африки, напротив столицы Анголы Луанды. В информации о статусе судна указано, что у него ограничена маневренность (restricted manoeuvrability).
В пресс-службе «Атомфлота», которому принадлежит судно, в ответ на запрос N + 1 сообщили, что судно «обладает всеми мореходными качествами», а его ядерная энергетическая установка работает в штатном режиме. «На судне проводятся ремонтные работы винто-рулевого комплекса. В связи с повреждением одной из лопастей атомного контейнеровоза было принято решение ее демонтировать. Для этих целей на борт судна прибыла группа водолазов», — говорится в ответе.
Телеграм-канал «Заполярные будни» со ссылкой на неназванный источник сообщает, что у судна оторвалась одна из четырех лопастей единственного ходового винта, из-за чего у него возникла разбалансировка. Для ремонта пришлось вызвать водолазов из Петербурга, которые якобы уже сняли симметрично расположенную лопасть, что позволило устранить разбалансировку.
Ранее мы писали о российской плавучей АЭС, которая прибыла на Чукотку, а также о том, что российский атомный ледокол нового поколения «Арктика» включен в состав флота.
Сергей Кузнецов
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.