Закончена сборка нового зимовочного комплекса антарктической станции «Восток»

Гатчинский Опытный завод строительных конструкций закончил контрольную сборку нового зимовочного комплекса для российской антарктической станции «Восток», рассчитанного на проживание 35 полярников. В начале октября его разберут на отдельные блок-модули и отправят в Антарктиду, где соберут заново, сообщает Минприроды РФ.

Российская станция «Восток» была создана почти в центре антарктического материка в конце 1950-х годов. За прошедшие десятилетия здания станции ушли глубоко под снег, а оборудование и инфраструктура очень сильно износились. В 1982 году на станции во время полярной ночи произошел пожар, унесший жизнь одного из полярников. 

Ученые, работающие на этой станции, собирают уникальные научные данные о древнем климате, о котором можно судить по характеристикам льда. Кроме того, на станции «Восток» идет программа изучения одноименного реликтового подледникового озера. Поэтому Росгидромет, который управляет российской антарктической программой, много лет добивался решения о реконструкции станции. Ситуация сдвинулась с мертвой точки благодаря частным инвестициям: меценаты вложили в постройку около четырех миллиардов рублей.

Жилая площадь новой станции составит около 1,5 тысячи квадратных метра, летом там смогут жить 35 человек, и 15 человек могут остаться на зимовку. Как сообщил N+1 Константин Кондратьев, главный инженер компании «ЗапСибГазпром», которая разрабатывала и строила 133 блок-модуля станции вместе с их начинкой, энергией комплекс будут обеспечивать четыре дизель-генератора мощностью 200 киловатт каждый. Кроме того, отдельно от станции будут установлены еще два резервных дизель-генератора такой же мощности, при этом для обеспечения текущих потребностей станции достаточно 146 киловатт. Емкость цистерн для ГСМ позволяет держать на станции двухлетний запас топлива для дизель-генераторов. Вместе с комплексом планируется отправить для испытаний несколько типов солнечных батарей.

Воду для полярников будут получать с помощью двух снегоплавильных установок. Система водоснабжение станции предполагает многократное использование технической воды, в том числе из канализации. Твердые отходы будут складироваться и вывозиться с континента, как это предусмотрено договором об Антарктике. Для отопления будет использоваться даровое тепло от дизель-генераторов: работающие дизели будут нагревать воздух, который в свою очередь, будет использоваться в отопительной системе. Будет и дополнительная электрическая система отопления — теплые полы и конвекторы.

Главная особенность нового комплекса зданий для станции «Восток» — это ее «ноги»: жилые и служебные модули станции будут подняты на опорах на высоту около трех метров. «Эта технология обеспечивают прохождение снежных потоков под станцией, без задержки, снижает ветровую нагрузку, и решает проблему накопления снега у стен модулей», — сказал Кондратьев. Также он добавил, что благодаря этому новый комплекс не будет погребен под снегом, как это произошло с прежними зданиями станции.

В дальнейшем комплекс будет разобран на 133 блок-модуля, погружен на атомный лихтеровоз «Семорпуть», который доставит его на антарктическую станцию «Прогресс». Оттуда модули — каждый размером со стандартный морской контейнер — на санно-гусеничных поездах — будут доставлены на станцию «Восток», которая находится в 1,4 тысячи километров от побережья. Начало разборки комплекса запланировано на 1 сентября, начало погрузки — на 1 октября.

Подробнее о новом зимовочном комплексе читайте в нашем материале «Остаться в Антарктиде».

Сергей Кузнецов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Argo AI испытала беспилотные автомобили моделью птицы на квадрокоптере

Компания Argo AI показала одно из испытаний, с которым сталкиваются ее беспилотные автомобили во время тестирования на полигоне. Чтобы проверить, как машины реагируют на пикирующих и низколетящих птиц, инженеры решили подвешивать модель птицы на квадрокоптер и летать с ней над полигоном на уровне автомобилей.