Гатчинский Опытный завод строительных конструкций закончил контрольную сборку нового зимовочного комплекса для российской антарктической станции «Восток», рассчитанного на проживание 35 полярников. В начале октября его разберут на отдельные блок-модули и отправят в Антарктиду, где соберут заново, сообщает Минприроды РФ.
Российская станция «Восток» была создана почти в центре антарктического материка в конце 1950-х годов. За прошедшие десятилетия здания станции ушли глубоко под снег, а оборудование и инфраструктура очень сильно износились. В 1982 году на станции во время полярной ночи произошел пожар, унесший жизнь одного из полярников.
Ученые, работающие на этой станции, собирают уникальные научные данные о древнем климате, о котором можно судить по характеристикам льда. Кроме того, на станции «Восток» идет программа изучения одноименного реликтового подледникового озера. Поэтому Росгидромет, который управляет российской антарктической программой, много лет добивался решения о реконструкции станции. Ситуация сдвинулась с мертвой точки благодаря частным инвестициям: меценаты вложили в постройку около четырех миллиардов рублей.
Жилая площадь новой станции составит около 1,5 тысячи квадратных метра, летом там смогут жить 35 человек, и 15 человек могут остаться на зимовку. Как сообщил N+1 Константин Кондратьев, главный инженер компании «ЗапСибГазпром», которая разрабатывала и строила 133 блок-модуля станции вместе с их начинкой, энергией комплекс будут обеспечивать четыре дизель-генератора мощностью 200 киловатт каждый. Кроме того, отдельно от станции будут установлены еще два резервных дизель-генератора такой же мощности, при этом для обеспечения текущих потребностей станции достаточно 146 киловатт. Емкость цистерн для ГСМ позволяет держать на станции двухлетний запас топлива для дизель-генераторов. Вместе с комплексом планируется отправить для испытаний несколько типов солнечных батарей.
Воду для полярников будут получать с помощью двух снегоплавильных установок. Система водоснабжение станции предполагает многократное использование технической воды, в том числе из канализации. Твердые отходы будут складироваться и вывозиться с континента, как это предусмотрено договором об Антарктике. Для отопления будет использоваться даровое тепло от дизель-генераторов: работающие дизели будут нагревать воздух, который в свою очередь, будет использоваться в отопительной системе. Будет и дополнительная электрическая система отопления — теплые полы и конвекторы.
Главная особенность нового комплекса зданий для станции «Восток» — это ее «ноги»: жилые и служебные модули станции будут подняты на опорах на высоту около трех метров. «Эта технология обеспечивают прохождение снежных потоков под станцией, без задержки, снижает ветровую нагрузку, и решает проблему накопления снега у стен модулей», — сказал Кондратьев. Также он добавил, что благодаря этому новый комплекс не будет погребен под снегом, как это произошло с прежними зданиями станции.
В дальнейшем комплекс будет разобран на 133 блок-модуля, погружен на атомный лихтеровоз «Семорпуть», который доставит его на антарктическую станцию «Прогресс». Оттуда модули — каждый размером со стандартный морской контейнер — на санно-гусеничных поездах — будут доставлены на станцию «Восток», которая находится в 1,4 тысячи километров от побережья. Начало разборки комплекса запланировано на 1 сентября, начало погрузки — на 1 октября.
Подробнее о новом зимовочном комплексе читайте в нашем материале «Остаться в Антарктиде».
Сергей Кузнецов
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.