«Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского союза»

Какими были советские суда на подводных крыльях

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Вплоть до XVIII века государство не участвовало в организации речного судоходства в России. При Петре I началось строительство новых водных путей и модернизация судостроения. Его дело продолжила Екатерина II, которая учредила первый свод законов и норм речного флота. В книге «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» (издательство «Альпина нон-фикшн») писатель Алексей Иванов рассказывает, как развивался и какую роль сыграл речной флот в истории России. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным судам на подводных крыльях, разработанных под руководством инженера Ростислава Алексеева.

Поднять на крыло

В 1957 году инженер Ростислав Алексеев изумил Волгу своей «Ракетой» — теплоходом нового класса: судном на подводных крыльях. Но Алексеев имел огромные амбиции. Он надеялся «поднять на крыло» весь пассажирский флот, кроме круизного. А для этого требовались скоростные теплоходы разных типов. И в 1959 году Алексеев предъявил еще одно судно — «Метеор».

Округлый и широкий «Метеор» с маленьким острым носом напоминал фюзеляж самолета. Он был длиннее «Ракеты» (34 метра против 27) и почти вдвое шире (9 метров против 5); скорость он развивал почти такую же, как «Ракета», но брал гораздо больше пассажиров (120 против 65). Чтобы показать все возможности «Метеора», Алексеев, не считаясь с концом навигации, в том же 1959 году погнал судно из Горького в Феодосию. По Волге, каналу и Дону «Метеор» пролетел в Азовское море. Осенние шторма Азова крепко трепали теплоход: от ударов волн расходились листы обшивки, выскакивали заклепки, двигатели подпрыгивали. Но «Метеор» добрался до Феодосии. Зиму он провел на судостроительном заводе «Море», а весной 1960 года вернулся в Горький — и летом отправился в Москву. Путь, который обычно занимал три дня, «Метеор» преодолел за 13 часов. Алексеев прокатил на «Метеоре» членов правительства, авиаконструктора Туполева и самого генсека Никиту Хрущёва. Никита Сергеич от избытка чувств обнял Алексеева, и тот попросил о милости — пару раз в год общаться с Хрущёвым лично. А «Метеор» пошел в серию.

Судьба у «Метеора» будет счастливой. При жизни СССР построят 326 таких теплоходов, но и после распада Советского Союза время от времени продолжат спускать на воду по нескольку судов. Надежные «Метеоры» будут модифицировать в соответствии с новыми технологиями, и они не устареют даже в XXI веке. Больше десятка «Метеоров» встанут на постаменты в городах и селах России и Украины как памятники или кафе, киносалоны и детские аттракционы. Знаменитый «Метеор-1» проработает на Волге до 1978 года.

А неистовый Алексеев, пользуясь поддержкой Хрущёва, размахнулся во всю ширь. В 1961 году со стапеля спустили самое большое крылатое судно — теплоход «Спутник». В длину тот был 47 метров, в ширину — 12. Четыре двигателя давали неслыханную мощность в 3600 сил. Три салона вмещали 300 пассажиров. На борту имелся мини-ресторан. Но увы: «Спутник» оказался слишком неэкономичным даже для СССР, где топливо стоило недорого. В серию теплоход не взяли. «Спутник», первый и последний, проработал на Волге всего четыре года. Он был поврежден в столкновении с топляком, потом 14 лет прозябал в затоне, ненужный речфлоту, а в 1979 году его списали.

Ростислав Алексеев не ограничивался реками (как и стихией воды). В 1961 году он предложил морские СПК (суда с подводными крыльями): на базе «Метеора» — «Комету», на базе «Спутника» — «Вихрь». Морские теплоходы отличались формой корпуса: более выраженной килеватостью дна. «Вихрь», как и «Спутник», не попал в серию, остался в единственном экземпляре и служил на Чёрном море до 1980 года. А вот «Комете», сестре «Метеора», повезло. На судозаводах в Феодосии и Поти построили 125 «Комет».

Через год после «Спутника» Алексеев уже продемонстрировал «Чайку» — небольшое судно на 30 пассажиров. Вытянутая, с круглыми иллюминаторами «Чайка» имела водометный двигатель и разгонялась до рекордных 95 километров в час. Однако этот речной болид тоже не был востребован промышленностью. Изящная, но одинокая «Чайка» летала по Волге 20 лет и исчезла без следа.

1962 год стал очень важным для Алексеева. Его конструкторское бюро выделили в отдельное предприятие, некий филиал огромного Сормовского завода (в 1970 году это предприятие станет называться судостроительным заводом «Волга»). Деятельность своей «фирмы» Алексеев организовал сразу по трем направлениям: научные исследования, конструкторские разработки и создание опытных судов. Алексеев наконец-то смог официально внедрить свой метод проектирования, когда друг за другом, улучшаясь и улучшаясь, изготовляются модели, и с финальной, самой совершенной, уже снимаются чертежи. Компьютеров в ту эпоху еще не существовало, и обсчет вручную, с постепенным приближением к желаемому идеалу, занимал бы долгие годы, а метод моделей сокращал время проектирования до нескольких месяцев.

В 1963 году «фирма» Алексеева уже предъявила новое судно: небольшой — на 40 пассажиров — теплоход «Беларусь» для малых и мелких рек. Проект признали успешным, и потом на заводе в Гомеле построили серию из 28 судов. Лирической «Беларусью» завершились СПК первого поколения.

А второе поколение началось свирепым «Буревестником».

Алексеева увлекла удивительная идея: а почему бы не оснастить суда на подводных крыльях авиатурбинами? В авиации двигатели списывают вполне исправными: истек срок норматива — и двигатель снимают, хотя тот может работать еще долго. Что ж, такие двигатели надо отдавать на речфлот!

В 1964 году появился на свет крылатый газотурбоход «Буревестник». Он принимал на борт 150 пассажиров и развивал скорость до 100 километров в час. Турбины, которые установил на нем Алексеев (их было две), обычно использовались на военно-грузовых самолетах и авиалайнерах Ил-18. «Буревестник» поражал воображение. Задрав нос, он мчался по реке с апокалиптическим ревом; корму его укрывало белое облако водяного тумана. При отходе «Буревестника» от дебаркадера люди убегали на другую сторону пристани — волна окатывала до второго этажа. «Буревестник» был прекрасным и неприручаемым чудовищем.

Каким-то чудом «Спутник», списав, не отправили на слом. В 1980-х годах его поставили на набережной Тольятти, планируя открыть в нем молодежный центр. Не получилось. «Спутник» много лет торчал у всех на виду как слепой — с заваренными окнами. В 2005 году вандалы выжгли его изнутри. В 2018 году теплоход все-таки разрезали на металл

Против него ополчился едва ли не весь речной флот. Судостроители сказали, что не знают, как приспосабливать турбины к судам; речники сказали, что не знают, как эксплуатировать; экономисты сказали, что нерентабельно. Авиапромышленность заявила, что двигатели списываются не целиком, а уже частично разобранными. Павел Качур, автор книги об Алексееве, печально заключает: «Напор Алексеева не смог разрушить межведомственный барьер». «Буревестник» не пошел в серию, остался в единственном экземпляре. Он ходил по Волге до 1986 года, а потом отправился на металлолом.

Тучи сгустились и над самим Ростиславом Алексеевым. Алексеев давно уже нажил себе опасного врага — Бориса Бутому, министра судостроительной промышленности СССР. Бутоме в Алексееве не нравилось все. Алексеев мог напрямую общаться с Хрущёвым, не соблюдая чиновничью «табель о рангах». Он всегда что-то выдумывал, а результат выдавал слишком быстро, нарушая тщательно выверенные отраслевые планы. Ради него то и дело надо было что-то просить у других министерств. Алексеев, как говорится, напрягал: мешал начальству жить спокойно. И в марте 1968 года его беспощадно отстранили от работ над СПК. Ему дозволили заниматься другим проектом — экранопланами, а все новые суда на подводных крыльях создавались уже без Алексеева.

Это были хорошие корабли, но они не осваивали новых «экологических ниш» судоходства. Они просто заменяли собой устаревшие суда Алексеева. С 1973 года «Восходами» начали заменять «Ракеты» (в Феодосии построили около 150 «Восходов»). С 1983 года теплоходами «Полесье» стали заменять «Беларуси» (а с 2018 года «Валдаями» стали заменять «Полесья»). На море с 1981 года «Кометы» заменяли «Колхидами»; появились экспериментальные морские СПК «Ласточка», «Олимпия» и гигантский двухпалубный «Циклон».

Ростислав Алексеев оставил беспримерное наследие. За 40 лет «фирма» Алексеева разработала 30 проектов, по которым было построено две тысячи судов. СССР стал хозяином самого большого флота СПК в мире и не купил ни одного такого теплохода за рубежом. Советские СПК экспортировались в Англию, Францию, ФРГ, Нидерланды, Италию, Грецию, Австрию, Венгрию, Болгарию, Турцию, США, Канаду, Таиланд, Вьетнам и Китай. А в СССР из 1400 пассажирских линий 524 линии обслуживались крылатыми теплоходами.

Но Родина не оценила подвига инженера Алексеева. А дерзкий инженер не сдался. Он готовил новую речную революцию — революцию экранопланов.

Подробнее читайте:
Иванов А.. Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза / Алексей Иванов. — М. : Альпина нон-фикшн, 2024. — 550 с.: ил.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.