Демонстратор сверхзвукового лайнера XB-1 совершил первый полет

Он провел в воздухе 12 минут

Сверхзвуковой самолет XB-1, созданный компанией Boom Supersonic для отработки технологий для более крупного сверхзвукового пассажирского лайнера Overture, совершил 22 марта 2024 года свой первый полет над пустыней Мохаве в Калифорнии. Об этом сообщается на сайте компании. Полет проходил в течение 12 минут на высоте до 2170 метров, а скорость самолета при этом не превышала 440 километров в час. Команда инженеров провела первичную оценку летных качеств. Во время посадки также была испытана система визуального обзора с помощью камер, которая позволит отказаться от отклоняемого носа, применявшегося на сверхзвуковых авиалайнерах прошлого поколения.

Экспериментальный одноместный сверхзвуковой самолет-демонстратор XB-1 «Baby Boom» разрабатывается американской компанией Boom Supersonic с начала 2010 годов. С его помощью компания планирует протестировать ряд технологий, которые затем будут применены на более крупном сверхзвуковом пассажирском самолете Boom Overture. Он рассчитан на перевозку до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха и будет использовать экологически чистое синтетическое топливо.

Длина фюзеляжа демонстратора XB-1 составляет около 21,6 метра, размах крыла — 5,2 метра, а взлетная масса — около шести тонн. Самолет оснащен тремя турбореактивными двигателями General Electric J85-15, которые должны разгонять «Baby Boom» до скорости 2,2 Маха. С 2023 года готовый самолет в рамках подготовки к первому полету проходил ряд наземных испытаний в аэрокосмическом центре в пустыне Мохаве в штате Калифорния, включая тесты двигателей, руление и пробег на высокой скорости.

22 марта 2024 года после завершения всех предполетных испытаний и получения разрешения от FAA состоялся первый полет XB-1. Самолет взлетел с аэродрома Аэрокосмического порта Мохаве и провел в воздухе 12 минут. Во время первого полета XB-1 достиг максимальной высоты 2170 метров. Скорость при этом не превышала 440 км/ч.

За штурвалом находился летчик-испытатель Билл Шумейкер. Второй пилот компании, Тристан Бранденбург, в этот момент управлял самолетом сопровождения T-38. За время полета команда инженеров провела первоначальную оценку летных качеств самолета, включая проверку его скорости в полете и стабильности во время посадки при большом угле атаки.

Помимо корректирующих команд от диспетчера во время захода на посадку пилот XB-1 использовал систему визуального обзора с дополненной реальностью. Система выводит изображение высокого разрешения с двух камер на носу самолета на дисплей, установленный перед пилотом. Поверх изображения накладываются дополнительные указатели положения и траектории полета. Эта система обеспечивает лучший обзор на этапе захода на посадку, устраняя необходимость в отклоняющемся носе самолета, который приходилось использовать на сверхзвуковых пассажирских самолетах предыдущего поколения, таких как Конкорд и Ту-144.

NASA и Lockheed Martin также работают над возвращением сверхзвуковых пассажирских самолетов в небо. Недавно состоялась торжественная презентация полностью собранного и готового к испытаниям экспериментального сверхзвукового самолета-демонстратора X-59 Quesst. Он предназначен для отработки новой технологии «тихих» сверхзвуковых полетов.

Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских перелетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Водородное аэротакси Joby пролетело рекордные 842 километра

Компания протестировала водородно-электрическую версию модели S4