Исследователи обнаружили, что тренинг позитивной саморепрезентации усиливает антидепрессивный эффект кетамина у пациентов с устойчивой к лечению депрессией. Тренинг, разработанный авторами, предполагает использование приятных слов и изображений улыбающихся актеров, совмещенный с фотографиями самого испытуемого и личными местоимениями. Результаты исследования с 154 участниками в возрасте от 18 до 60 лет опубликованы в American Journal of Psychiatry.
Кетамин, разработанный 1960-х годах, может использоваться не только как анестетик, он также обладает и антидепрессивным эффектом. Нейробиологи показали, что такой эффект связан с воздействием кетамина на опиоидные рецепторы и его влиянием на нейропластичность: он помогает нейронам медиальной префронтальной коры головного мозга отращивать шипики, которые исчезают во время длительного стресса.
Внутривенный прием кетамина оказывает быстрое влияние на организм в промежутке от 2 до 24 часов. Американские исследователи выявили, что он также за достаточно короткий срок может снизить склонность к суициду у пациентов с клинической депрессией. Однако из-за непродолжительного действия кетамина его применение в долговременной терапии пока вызывает опасения в связи с возможными негативными эффектами от серии внутривенных введений препарата.
Команда исследователей из США под руководством Ребекки Прайс (Rebecca B. Price) из Питтсбургского университета решила проверить, можно ли извлечь пользу из поведенческих тренировок для формирования позитивного отношения к себе (позитивной самоассоциации и собственной ценности), проведенных в промежуток, когда кетамин способствует нейрокогнитивным изменениям у пациентов с депрессией. Для этого они пригласили 154 взрослых с подтвержденной резистентной (не реагирующей на терапию) депрессией.
В качестве поведенческой тренировки исследователи использовали автоматизированное обучение самоассоциации (automated self-association training, ASAT) — тренинг, направленный на подкрепление позитивного самоощущения, разработанный на основе принципов обуславливания, когда в процессе научения один стимул начинает ассоциироваться с другим. В течение сессии, которая длилась 15–20 минут, испытуемым показывали пары слов и картинок на 250 миллисекунд или 12 миллисекунд, чтобы создать и укрепить имплицитную ассоциацию позитивных черт (безусловный стимул) и ориентированной на себя информацию (условный стимул). В качестве безусловного стимула выступали позитивные слова (милый, привлекательный и т.д.) и фотографии улыбающихся актеров, а для условного стимула авторы использовали местоимения, отсылающие к участнику (например, «я») и фотографии самого участника.
Участников разделили на три группы: 53 участника из экспериментальной группы получили кетамин и ASAT, 51 участник из первой контрольной группы — солевой раствор и ASAT, а 50 участников из второй контрольной группы — кетамин и фиктивный тренинг.
Участники заполняли Шкалу Монтгомери-Асберга для оценки депрессии за час до введения препарата, через 24 часа после введения и далее на 5, 12, 21 и 30 день после введения. Растворы (0,5 миллиграмма на килограмм кетамина или 50 миллилитров солевого раствора) вводились участникам с помощью капельницы в течение 40 минут. Через день после введения раствора участники пришли на первую из восьми сессий тренинга. Сессии шли четыре дня подряд по два раза в день.
Для анализа данных авторы использовали линейную регрессию со смешанными эффектами. После введения, кетамин за 24 часа снизил симптомы депрессии (p < 0,0001). Эффективность терапии на основе баллов по шкале оценки депрессии для групп с кетамином составила 52 процента, а ремиссии — 28 процентов. Для группы, не получившей кетамин, эффективность составила 25 процентов и 4 процента соответственно.
Баллы по шкале депрессии для группы терапии с использованием кетамина с ASAT были относительно низкими в течение всего месяца по сравнению с группой, получившей солевой раствор и ASAT (p = 0,0004). Баллы третьей группы, получившей кетамин и фиктивный тренинг, повышались в течение всего периода, начиная со второго дня.
Таким образом, авторы смогли продлить эффект кетамина с помощью тренинга позитивной саморепрезентации как минимум на 30 дней у пациентов с устойчивой к лечению депрессией.
Исследователи постоянно пробуют найти новые методы лечения, чтобы помочь пациентам с резистентной депрессией. Так, псилоцибин ранее показал свою эффективность в борьбе с различными видами депрессии, а шведские психиатры предложили пациентам, которым не помогают антидепрессанты, задуматься об электросудорожной терапии.
Анастасия Ляшенко
А не вазопрессина
Швейцарские исследователи провели вторичный анализ данных четырех клинических испытаний и пришли к выводу, что гипонатриемия при приеме метилендиоксиметамфетамина (МДМА) связана с повышением уровня окситоцина, а не вазопрессина (как считалось ранее), и может быть предотвращена ограничением потребляемой жидкости. Отчет опубликован в JAMA Network Open.