Действие кетамина на опиоидные рецепторы облегчило депрессию

Кетамин облегчает течение клинической депрессии благодаря воздействую на опиоидные рецепторы, выяснили американские ученые, статья которых опубликована в The American Journal of Psychiatry. Это означает, что антидепрессивное действие кетамина не связано с NMDA-рецепторами, и открывает путь к разработке новых средств против депрессии.

Основной механизм действия кетамина (препарата, чаще всего применяемого в качестве средства для наркоза) — антагонизм NMDA-рецепторов. В последнее время кетамин часто используют в исследованиях лечения аффективных расстройств: к примеру, недавно с его помощью удалось уменьшить суицидальные мысли, а в 2016 году ученые показали, что эффективно бороться с симптомами депрессии может один из метаболитов кетамина — гидроксиноркетамин. Интересно, однако, что его фармакологическое действие — антагонизм не NMDA-, а еще одних глутаматных рецепторов AMPA. Это позволило ученым выдвинуть предположение, что кетамин, если и борется с депрессией, делает это не через блокаду NMDA-рецепторов, а, к примеру, с помощью активации опиоидных рецепторов.

Проверить эту гипотезу решила группа под руководством Нолана Уилльямса (Nolan Williams) из Стэнфордского университета. Они предположили, что, если кетамин снимает симптомы депрессии через активацию опиоидных рецепторов, то введение их антагониста до начала лечения должно сильно ослабить действие препарата. В их эксперименте поучаствовали 12 человек с резистентной депрессией (средняя продолжительность борьбы с заболеванием в группе — 24 года). Всем участникам в случайном порядке сначала ввели кетамин в дозировке 0,5 миллиграмма на килограмм после введения либо налтрексона (антагониста опиоидных рецепторов), либо плацебо. Влияние введения препарата на симптоматику депрессии проверили на следующий день после введения препарата, воспользовавшись стандартной шкалой Гамильтона, а также отслеживали состояние пациентов в течение последующих двух недель. Между двумя условиями был промежуток от двух недель до двух месяцев.

Ученые выяснили, что в у тех людей, кетамин которым вводили вместе с плацебо, симптомы депрессии были значительно слабее, чем у тех, кому кетамин вводили после приема антагониста опиоидных рецепторов. Любопытно, что этот эффект сохранился на протяжении двух недель наблюдений.

Также ученые проверили влияние кетамина на развитие симптомов диссоциативного расстройства: показатели между условиями существенно не отличались, из чего исследователи сделали вывод, что опиоидная система не участвует в появлении нежелательных побочных эффектов.

Авторы работы пришли к выводу о том, что антидепрессивный механизм кетамина заключается не в антагонизме глутаматных рецепторов, а, скорее всего, завязан на активации рецепторов опиоидных: по крайней мере, при их блокировке снятия симптомов депрессии не наблюдалось.

С 1980-х годов для лечения депрессии применяют, в основном, препараты, действующие по принципу ингибирования обратного захвата серотонина. В последнее время ученые также изучают использование в лечении депрессии психоделиков и магнитной стимуляции.

Люди недооценили вес ладоней