Внутривенное введение кетамина, который обычно используется как средство для наркоза, может снизить склонность к суициду у пациентов с клинической депрессией — причем за довольно короткий срок. Это выяснили американские ученые, работа которых опубликована в журнале American Journal of Psychiatry.
Склонность к самоубийству (и суицидальные мысли вообще) характерна для многих людей, страдающих от клинической депрессии и других аффективных расстройств. Механизм действия многих антидепрессантов хорошо изучен, но до сих пор не было известно ни одного фармакологического средства, напрямую воздействующего на суицидальные настроения.
Таким препаратом, по мнению авторов работы, может стать кетамин — антагонист NMDA-рецепторов, чаще всего используемый для наркоза. Кетамин также применяется в качестве антидепрессанта, так как он играет роль ингибитора обратного захвата серотонина.
Для того, чтобы проверить краткосрочный эффект кетамина в качестве средства для снижения суицидальных настроений, ученые под руководством Джона Манна (John Mann) из Колумбийского университета провели исследование, в котором приняли участие 80 пациентов с клинической депрессией, каждый из которых жаловался на мысли о самоубийстве. Участников разделили на две группы: первой группе внутривенно вводили кетамин, а второй — препарат из класса бензодиазепинов, мидазолам. Уровень их склонности к суицидальным мыслям оценивали по шкале от 0 до 20 (где максимальный балл соответствует наибольшей склонности).
Ученые обнаружили, что на следующий день после приема препаратов снижение уровня склонности к суициду было на 4,96 балла выше у людей, принимавших кетамин, чем у контрольной группы, которым был прописан мидазолам, причем такая тенденция наблюдалась еще в течение шести недель после начала эксперимента. Кроме того, кетамин оказал краткосрочное влияние на настроение: у участников эксперимента, которые его принимали, оно оказалось на 36 процентов лучше, чем в контрольной группе.
Авторы отмечают, что побочные эффекты, связанные с приемом кетамина, были непродолжительны. Таким образом, ученые делают вывод, что прием кетамина может быть использован в качестве «экстренного» средства для предотвращения суицидальных мыслей, а также для того, чтобы повысить настроение.
Для контроля уровня самоубийств важно не только искать эффективные способы лечения склонностей к нему, но и определять возможные факторы риска. Например, на склонность подростков к суициду может повлиять смерть одного из родителей. Также в зоне риска оказались студенты — любители видеоигр.
Елизавета Ивтушок
У обычных людей мозг заметно активируется в ответ на родной язык по сравнению с незнакомыми
Когнитивные нейробиологи из США с помощью фМРТ исследовали, как мозг полиглотов реагирует на записи речи на разных языках. Оказалось, что чем более знакомый язык слышит полиглот, тем сильнее активируется языковая сеть мозга, а. родной язык вызывает менее сильный отклик, сравнимый с откликом на незнакомый, говорится в исследовании, опубликованном на bioRxiv. За обработку речи обычно отвечает левое полушарие мозга, но не целиком — височная и лобная доли его коры формируют так называемую языковую сеть. Эта сеть обычно сильнее откликается на речь на родном языке, чем на неразборчивые звуки или неизвестные языки. Не-языковые задачи не влияют на активность языковой сети. Не так давно был описан случай женщины, живущей без височной доли левого полушария — у нее за обработку языка отвечает правое. Именно потому, что лобная доля левого полушария не может обрабатывать язык без височной, она вовсе не была задействована в обработке речи. Изучать подобные отклонения от нормы полезно, чтобы понять саму норму. Однако люди с повреждениями мозга и нарушениями языковых систем встречаются (и исследуются) чаще, чем те, чьи языковые навыки, наоборот, выше среднего — а их тоже хотелось бы изучить. Хотя ученые активно исследуют особенности обработки языка у билингвов, не так много работ было сосредоточено на полиглотах. Теперь нейробиологи из Массачусетского технологического института под руководством Эвелины Федоренко (Evelina Fedorenko) заглянули в мозг людей, говорящих сразу на нескольких языках, чтобы выяснить, как он воспринимает и обрабатывает язык. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которая измеряет мозговой кровоток, ученые просканировали мозг 25 полиглотов, 16 из которых были гиперполиглотами (то есть владели минимум пятью языками, включая собственный). Большинство — 19 человек — были носителями английского, другие 6 — французского, голландского, немецкого, китайского и испанского. В среднем участники знали 16,6 языков, а один владел более чем 50 языками. Лежа внутри аппарата фМРТ, полиглоты слушали серию 16-секундных записей на восьми языках. Это были либо фрагменты из Библии, либо из «Приключений Алисы в Стране чудес», которые читали носители этих языков. Среди восьми языков был родной язык участника, три известных ему языка и четыре незнакомых. Два незнакомых языка были родственными известным языкам, а еще два были из других языковых семей. Выяснилось, что в ответ на любой язык у полиглотов активируется языковая сеть мозга — та, что у всех людей отвечает за восприятие родного языка. Но активность в зависимости от языка различалась. Чем лучше участник владел языком, который слышит, тем активнее откликалась языковая сеть. На неизвестный язык, родственным родному языку участника, его мозг реагировал слабее, чем на знакомый язык, но сильнее, чем на чужой язык из не связанной языковой семьи. То есть ученые обнаружили, что уровень активности языковой сети был прямо пропорционален уровню знакомства с языком. Но родной язык стал исключением: на него мозг полиглотов реагировал слабее, чем на другие известные им языки и даже слабее, чем на неизвестный, но родственный родному. Это может означать, что для обработки языков, выученных в раннем детстве, требуется меньшая активность мозга. Ученые полагают, что это можно отнести и к более общему механизму: чем лучше мы в чем-то разбираемся, тем меньше ресурса (когнитивного и нейронного) нам требуется для этого. Также ученые подтвердили выводы предыдущего исследования о том, что мозг полиглотов реагирует на родной язык слабее, чем мозг не-полиглотов. В том же исследование авторы описывают и особенности обработки языка у билингвов — их языковая сеть реагирует на оба известных им языка сильнее, чем языковая сеть монолингвов реагирует на их родной язык. Эвелина Федоренко занимается системами человеческого языка и изучает мозг полиглотов уже много лет. Во время ее исследований она предлагает людям — и монолингвам и полиглотам — разные задачи, чтобы сравнить активность мозга во время них. Одна из таких задач — тест на невербальную память: испытуемый должен запомнить расположение квадратов на сетке, которые вспыхивают и гаснут. В этом испытании задействована нейронная сеть системы исполнительных функций — она не связана с языковой сетью, но поддерживает общий интеллект. Во время прослушивания текста на незнакомом языке эта сеть у обычных людей не активна, а у полиглотов она включается. Ученая предполагает, что так их мозг пытается уловить «лингвистический сигнал». Знание нескольких языков сопровождается и другими особенностями. Мы рассказывали, что билингвы, знающие шведский и испанский, определили временные промежутки в разных контекстах точнее, чем носители лишь одного из языков. Все дело в том, что в этих языках время описывается по-разному: как расстояние или как объем — и билингвам доступны оба концепта, между которыми они легко могут переключаться, как и между языками.