Шведские психиатры сравнили эффективность электросудорожной терапии и кетамина в лечении тяжелой, устойчивой к антидепрессантам депрессии. В группе, проходившей сеансы электросудорожной терапии, в ремиссию ушли 63 процента пациентов, а в группе, получавшей кетамин, 46 процентов. Медики заключили, что лечение пациентов с тяжелой депрессией нужно начинать с электросудорожной терапии, но кетамин может быть достойной альтернативой, если электросудорожная терапия не помогает или противопоказана. Работу опубликовали в International Journal of Neuropsychopharmacology.
Кетамин давно используют в медицине как средство для наркоза. Он блокирует рецепты NMDA, вызывая амнезию и анальгезию. Кроме этого, он воздействует на опиоидные рецепторы, поэтому в последние годы его изучали в клинических испытания как лекарство у больных с депрессией. В феврале 2019 года консультативная группа FDA рассмотрела накопленные данные и рекомендовала одобрить в качестве антидепрессанта S-кетамин, энантиомер кетамина. В марте 2019 года S-кетамин в форме назального спрея окончательно одобрили в качестве препарата для лечения депрессии, резистентной к антидепрессантам.
Еще один способ лечения тяжелой депрессии — электросудорожная терапия, во время которой через мозг пациента пропускается электрический ток. Механизм позитивного действия этого метода лечения до конца неизвестен, ученые предполагают, что он обрывает патологические связи в коре и «перезагружает» мозг. Электросудорожную терапию, так же как и кетамин, применяют только в том случае, если другие лекарства не помогли.
В клинических испытаниях, организованных шведскими психиатрами во главе с Пуей Мовахед Радом (Pouya Movahed Rad) из Университета Лунда, эти два метода лечения сравнили по эффективности. В работу включили 186 госпитализированных пациентов с тяжелой резистентной депрессией. Перед лечением у них оценили течение депрессии с помощью психиатрического опросника Монтгомери-Асберга (MADRS). Затем пациентов разделили на две равные группы и провели в среднем шесть сеансов лечения: электросудорожной терапией или кетамином (0,5 миллиграмм на килограмм массы тела).
Эффективность лечения оценили по тому же опроснику через 4-5 часов после первого сеанса терапии, на следующий день после оставшихся сессий, а затем через неделю, три месяца, полгода и год после окончания лечения. В ремиссию после электросудорожной терапии удалось уйти 63 процентам пациентов, а в группе, лечившейся кетамином, таких людей было меньше — 46 процентов (p = 0,026). В течение года к 64 процентам больных, лечившихся электросудорожной терапией, снова вернулась депрессия, а в группе, получавшей кетамин, болезнь вернулась к 70 процентам людей (p = 0,52).
Среди побочных эффектов в группе, лечившейся электросудорожной терапией, преобладали головные и мышечные боли, потеря памяти, а пациенты, получавшие кетамин, жаловались на тревогу, расплывчатое зрение и головокружение. Хотя в группе электросудорожной терапии наблюдалось больше побочных эффектов, в группе кетамина больше пациентов отказались от участия в исследовании из-за побочных эффектов и неудовлетворенности лечением.
Мовахед Рад считает, что когда пациентам с тяжелой депрессией не помогают антидепрессанты, нужно задуматься об электросудорожной терапии, а в том случае, если она не работает или противопоказана, можно применять кетамин.
Американские и японские нейробиологи выяснили, что кетамин помогает больным депрессией не только потому, что связывается с опиоидными рецепторами. Он также способствует росту дендритных шипиков на нейронах медиальной префронтальной коры головного мозга, которые исчезают во время длительного стресса.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Как заменители сахара помогают сделать питание более здоровым
Тяга к сладкому возникла задолго до того, как появились шоколадные эклеры, клубничное варенье, газировка, да и, если на то пошло, сами люди. Для наших далеких предков сладость была признаком того, что еда, скорее всего, неядовита и является хорошим источником энергии. В большинстве случаев за приятный вкус отвечал тот же самый сахар, который мы позже научились производить из сахарного тростника, свеклы и других растений. В наши дни богатая углеводами пища часто ассоциируется с праздником или наградой. С раннего детства мы привыкаем к тому, что на день рождения будет торт, а за хорошую оценку можно получить шоколадку. Но все эти плюсы оборачиваются минусами, когда сахара вокруг становится слишком много.