Шведские психиатры сравнили эффективность электросудорожной терапии и кетамина в лечении тяжелой, устойчивой к антидепрессантам депрессии. В группе, проходившей сеансы электросудорожной терапии, в ремиссию ушли 63 процента пациентов, а в группе, получавшей кетамин, 46 процентов. Медики заключили, что лечение пациентов с тяжелой депрессией нужно начинать с электросудорожной терапии, но кетамин может быть достойной альтернативой, если электросудорожная терапия не помогает или противопоказана. Работу опубликовали в International Journal of Neuropsychopharmacology.
Кетамин давно используют в медицине как средство для наркоза. Он блокирует рецепты NMDA, вызывая амнезию и анальгезию. Кроме этого, он воздействует на опиоидные рецепторы, поэтому в последние годы его изучали в клинических испытания как лекарство у больных с депрессией. В феврале 2019 года консультативная группа FDA рассмотрела накопленные данные и рекомендовала одобрить в качестве антидепрессанта S-кетамин, энантиомер кетамина. В марте 2019 года S-кетамин в форме назального спрея окончательно одобрили в качестве препарата для лечения депрессии, резистентной к антидепрессантам.
Еще один способ лечения тяжелой депрессии — электросудорожная терапия, во время которой через мозг пациента пропускается электрический ток. Механизм позитивного действия этого метода лечения до конца неизвестен, ученые предполагают, что он обрывает патологические связи в коре и «перезагружает» мозг. Электросудорожную терапию, так же как и кетамин, применяют только в том случае, если другие лекарства не помогли.
В клинических испытаниях, организованных шведскими психиатрами во главе с Пуей Мовахед Радом (Pouya Movahed Rad) из Университета Лунда, эти два метода лечения сравнили по эффективности. В работу включили 186 госпитализированных пациентов с тяжелой резистентной депрессией. Перед лечением у них оценили течение депрессии с помощью психиатрического опросника Монтгомери-Асберга (MADRS). Затем пациентов разделили на две равные группы и провели в среднем шесть сеансов лечения: электросудорожной терапией или кетамином (0,5 миллиграмм на килограмм массы тела).
Эффективность лечения оценили по тому же опроснику через 4-5 часов после первого сеанса терапии, на следующий день после оставшихся сессий, а затем через неделю, три месяца, полгода и год после окончания лечения. В ремиссию после электросудорожной терапии удалось уйти 63 процентам пациентов, а в группе, лечившейся кетамином, таких людей было меньше — 46 процентов (p = 0,026). В течение года к 64 процентам больных, лечившихся электросудорожной терапией, снова вернулась депрессия, а в группе, получавшей кетамин, болезнь вернулась к 70 процентам людей (p = 0,52).
Среди побочных эффектов в группе, лечившейся электросудорожной терапией, преобладали головные и мышечные боли, потеря памяти, а пациенты, получавшие кетамин, жаловались на тревогу, расплывчатое зрение и головокружение. Хотя в группе электросудорожной терапии наблюдалось больше побочных эффектов, в группе кетамина больше пациентов отказались от участия в исследовании из-за побочных эффектов и неудовлетворенности лечением.
Мовахед Рад считает, что когда пациентам с тяжелой депрессией не помогают антидепрессанты, нужно задуматься об электросудорожной терапии, а в том случае, если она не работает или противопоказана, можно применять кетамин.
Американские и японские нейробиологи выяснили, что кетамин помогает больным депрессией не только потому, что связывается с опиоидными рецепторами. Он также способствует росту дендритных шипиков на нейронах медиальной префронтальной коры головного мозга, которые исчезают во время длительного стресса.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Пациенты перестали жаловаться на боль и снижение функции сустава
Клиническое исследование датских ученых показало, что среди пациентов с тяжелым остеоартритом тазобедренного сустава тотальное эндопротезирование — замена на протез тазобедренного сустава — эффективнее справилось с болью и нарушением функции сустава чем силовые тренировки. В программу тренировок входили занятия на велотренажере, жим ногами и другие упражнения. Работа опубликована в The New England Journal of Medicine.