Статистики из Швеции и США проследили, что происходит с распространенностью нейродегенеративных заболеваний у пациентов, переносивших в молодости тяжелые острые инфекции, и опубликовали результаты исследования в статье в журнале PLoS Medicine. Реестровое исследование с участием 400 тысяч больных показало, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с инфекциями, которые люди переносили за 5-20 лет до выявления этих болезней. Инфекции — фактор настолько долгоиграющий, что заметен при анализе статистики даже в течение двадцати лет с момента острого заболевания. Связь была наиболее выраженной у пациентов с ранним началом болезни Альцгеймера (до 60 лет) — среди таких пациентов доля больных, переносивших тяжелые инфекции, повышена в 1,93 раза. У бокового амиотрофического склероза такой зависимости не было выявлено.
Воспаление в ЦНС — ключевой этап развития и прогрессирования многих нейродегенеративных заболеваний. Эпицентр воспаления при этом может и не быть напрямую связан с нервной системой. При любой системной воспалительной реакции в крови циркулируют медиаторы воспаления, которые не только помогают справиться с возбудителем, но и активируют ответ со стороны иммунных клеток нервной системы, ухудшая вдобавок микроциркуляцию в ЦНС. В результате может развиваться когнитивный дефицит, как это происходит при сепсисе.
В последние годы все больше подтверждений находит гипотеза о нейровоспалительном генезе нейродегенеративных заболеваний. Ученые демонстрируют связь между отдельными инфекционными агентами и известными возбудителями нейродегенеративных заболеваний. Интерес к инфекциям как фактору риска во многом связан с тем, что пока нет лекарств, которые бы предотвращали прогрессирование наиболее распространенных заболеваний этой группы (на примере болезни Альцгеймера мы разбирали это в материале «В мире сложных решений: почему у нас нет лекарств от болезни Альцгеймера»), что говорит о неполноте понимания патогенеза этих болезней.
При острых инфекционных заболеваниях выраженные воспалительные изменения в крови редко сохраняются дольше нескольких недель. В это же время, опыт пандемии COVID-19 показывает, что когнитивные нарушения не только долго сохраняются после активной фазы инфекции, но и могут возникать спустя месяцы. Такого рода оценки есть применительно к отдельным специфическим инфекциям, но не всей их совокупности, и нет оценок длительности влияния инфекций.
Статистики из Каролинского университета Стокгольма и Колумбийского университета из США решили ретроспективно оценить связь между заболеваниями инфекционного генеза и риском развития нейродегенеративных заболеваний, вне зависимости от возбудителя. Для этого доктор Сун Джанвэй (Sun Jiangwei) с коллегами обратились к шведским национальным медицинским регистрам.
При планировании анализа доктор Сун с коллегами исходили из того, что невозможно ретроспективно отследить все инфекции у людей, а следует обращать внимание только на случаи, потребовавшие госпитализации. Чтобы снизить ошибку, связанную с ретроспективным характером исследования, ученые сосредоточили внимание лишь на трех неврологических заболеваниях с высокочувствительными диагностическими критериями, мало менявшимися на протяжении периода исследования (86 процентов было включено в реестры после 2001 года). Эти заболевания — болезнь Альцгеймера (292 тысячи пациентов), болезнь Паркинсона (почти 104 тысячи человек) и боковой амиотрофический склероз (около 10 тысяч пациентов). Для каждой из этих групп была сформирована сопоставимая по демографическим параметрам группа сравнения из числа пациентов без нейродегенеративных заболеваний, размером в пять раз больше основной группы.
Исследователи фиксировали, попадали ли люди в течение жизни в больницы с диагнозами, соответствующими кодам инфекций различных локализаций по международным классификациям болезней. Учитывали локализацию инфекций, их число, возраст пациента на момент возникновения и временной промежуток между инфекцией и постановкой неврологического диагноза. Кроме того, всеобъемлющий характер базы данных позволил установить наличие диагнозов нейродегенеративных заболеваний у родственников и (для некоторых) данные об образовании.
Риск болезней Альцгеймера (ОР 1,16, 95% ДИ 1,15-1,18, p < 0,001) и Паркинсона (ОР 1,04, 95% ДИ 1,02-1,06, p < 0,001) был повышен у пациентов, у которых в течение 5-20 лет до постановки этих диагнозов были госпитализации по поводу инфекций. Такой же связи между инфекциями и боковым миотрофическим склерозом не было (ОР 0,97, 95%ДИ 0,93-1,03, p = 0,384).
Наиболее выраженной была связь неврологических заболеваний с ранними инфекциями. Среди пациентов, у которых болезнь Альцгеймера началась до 60 лет, доля перенесших инфекцию в раннем возрасте была в 1,93 раза выше, чем в контрольной группе. У пациентов с болезнью Паркинсона этот риск был повышен в 1,29 раза. Инфекции до 40 лет повышали риски двух неврологических заболеваний в 1,86 и 1,2 раза, соответственно.
Генез инфекции (вирусная, бактериальная или грибковая) не влиял на характер взаимосвязи, а у пациентов с болезнью Альцгеймера не влияла и локализация инфекции. После исключения из анализа пациентов, у чьих близких родственников были нейродегенеративные заболевания, картина осталась прежней.
Неспецифический характер связи между болезнями позволяет авторам статьи предполагать, что эффект опосредован именно нейровоспалением, неспецифическим по своему характеру процессом. Наиболее вероятно, что разные факторы играют разную роль в возникновении нейродегенеративных заболеваний с ранним и поздним началом, ведь эти заболевания отличаются между собой и клинически, и генетически. Но, как признают авторы статьи, возможно, дело и во влиянии каких-либо неучтенных факторов, выявить которые не позволил ретроспективный характер исследования — например, в особенностях формирования ранних версий медицинского реестра. Будущие проспективные исследования позволят внести ясность в характер этой связи.
Профилактика неинфекционных заболеваний порой позволяет достичь серьезных успехов — например, мы рассказывали том, как ограничение продажи продуктов, богатых трансжирами, снизило смертность от сердечно-сосудистых заболеваний Но в случае, к примеру, с когнитивным дефицитом после COVID-19 момент для профилактики уже упущен, и пандемия деменций еще настигнет нас в будущем.
Сергей Задворьев
После прекращения курения
Когортное исследование корейских ученых показало, что для снижения остаточного риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у людей со стажем курения восемь пачко-лет может потребоваться более 25 лет. При этом для людей, которые имеют меньший стаж курения, этот срок составил около десяти лет. Работа опубликована в JAMA Network Open.