В неолитической керамике из Шотландии нашли следы молочной каши

Ученые исследовали фрагменты керамики эпохи неолита, найденные на четырех кранногах на шотландском острове Льюис. Им удалось обнаружить органические остатки мясных и молочных жиров, а также пшеницы. Так, биомаркеры из некоторых сосудов указывают на то, что в них, по всей видимости, готовили молочную кашу. Это первые прямые свидетельства приготовления злаков в керамике такой древности из Шотландии. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, находки датируются примерно 3640–3360 годами до нашей эры.

Не позднее X тысячелетия до нашей эры в нескольких центрах Плодородного Полумесяца начался процесс неолитизации, то есть переход от присваивающего хозяйства к производящему. В начале VII тысячелетия до нашей эры мигранты из Анатолии вместе с технологиями ведения земледелия, животноводства и изготовления керамики начали расселяться по Европе. Примерно пять тысяч лет назад этот процесс завершился почти на всем континенте и привел к почти полной смене генофонда. Неолитизация Британии началась достаточно поздно — лишь около 4000 года до нашей эры, когда на острова прибыли потомки ранних анатолийских земледельцев, получивших небольшую примесь от охотников-собирателей эпохи мезолита. Генетические исследования подтвердили, что резкая смена материальной культуры на Британских островах сопровождалась значительным притоком нового населения. Причем занять всю Великобританию, включая Оркнейские острова, у переселенцев получилось всего за 59–386 лет.

От этих времен до наших дней сохранились яркие памятники — кранноги, которые известны на территориях современных Шотландии и Ирландии (один такой объект найден и во Уэльсе). Они представляют собой частично или полностью искусственные острова, построенные на озерах или в морских заливах. Попасть на такие поселения можно было по деревянному или каменному мосту. На протяжении долгого времени считалось, что кранноги использовались примерно с 800 года до нашей эры до 1700 года нашей эры, то есть с раннего железного века до Нового времени. Однако впоследствии археологи выявили объекты, относящиеся к IV тысячелетию до нашей эры.

Люси Крэмп (Lucy Cramp) из Бристольского университета совместно с коллегами из Великобритании, Германии и Норвегии исследовала органические остатки в 59 фрагментах керамики. Их обнаружили в Шотландии на острове Льюис во время изучения четырех археологических памятников (кранног). Большое количество качественно изготовленных и украшенных сосудов (некоторые даже оказались почти целыми) археологи подняли со дна озера, предполагая, что они были размещены там в ритуальном контексте. Радиоуглеродный анализ показал, что эти поселения существовали около 3640–3360 годов до нашей эры.

С помощью газовой хроматографии — масс-спектрометрии ученые решили выяснить, какие продукты животного и растительного происхождения готовились или хранились в этих сосудах. Липиды были извлечены из керамики, найденной на всех четырех памятников, причем в 58 процентах случаев их концентрация превышала пять микрограмм на грамм. Среди идентифицированных остатков преобладали насыщенные жирные кислоты — продукты расщепления животных жиров. Анализ стабильных изотопов углерода показал, что больше половины исследованных образцов представляли собой остатки молочных продуктов, в нескольких случаях — мяса жвачных животных.

В 16 образцах со всех четырех памятников ученые обнаружили растительные остатки. Характерные гомологи позволили прийти к выводу, что в керамике готовился какой-то из видов пшеницы (Triticum), а не ячмень (Hordeum). Эти две зерновые культуры присутствовали в исследованном регионе в IV тысячелетии до нашей эры. В восьми случаях вместе с растительными остатками находились и молочные жиры, а в одном — липиды от мяса жвачных животных. Это указывает на вероятное смешение продуктов при готовке.

Исследователи заключили, что полученные результаты представляют собой первые прямые доказательства приготовления злаков в неолитической керамике IV тысячелетия до нашей эры из Шотландии. Вполне вероятно, что местные жители варили в этих сосудах молочную кашу. При этом ученые отметили, что археологические свидетельства указывают на то, что в эту эпоху в регионе выращивали в основном ячмень. Однако в обнаруженной керамике присутствовали только остатки, характерные для пшеницы. Возможно, это можно объяснить следствием естественных химических процессов. Ученые также обнаружили корреляцию между формой посуды и продуктами, которые в ней готовились. Например, для молока и зерна служили неглубокие чашки и сосуды с узким горлышком, а посуду с широким горлышком использовали для приготовления мяса.

Ранее исследование липидов из керамики эпохи энеолита позволило уточнить время существования поселения Ботай, раскопанного в Казахстане. Кроме того, липидный анализ подтвердил соблюдение кашрута в еврейских домах средневекового Оксфорда.

Российские палеогенетики прочитали ДНК человека из слоя верхневолжской культуры