В Италии нашли деревянные серпы возрастом более 7000 лет

Археологи представили результаты исследования трех деревянных серпов, обнаруженных во время подводных раскопок ранненеолитического памятника Ла-Мармотта в Италии. Оказалось, что эти орудия больше семи тысяч лет назад изготовили из дуба и дерева, относящегося к семейству розовые. В качестве клея для закрепления каменных вкладышей древние люди использовали смолу из сосновых деревьев. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Орудия для сбора зерновых растений появились задолго до их одомашнивания. Так, если процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему (неолитизация) в нескольких центрах Плодородного Полумесяца начался не позднее X тысячелетия до нашей эры, то предшественники серпов уже существовали во времена максимума последнего оледенения. Несколько лет назад во время исследования памятника Охало-II в Израиле, который представлял собой лагерь охотников-собирателей-рыболовов на берегу моря, археологи обнаружили остатки составных орудий со следами износа, возраст которых составляет около 23 тысяч лет. Ко временам существования натуфийской культуры относится серп, изготовленный из оленьего рога примерно 14 тысяч лет назад.

В начале VII тысячелетия до нашей эры в Грецию и на Балканы начинают проникать первые земледельцы из Анатолии, которые принесли с собой на европейский континент не только керамику, домашние растения и животных, но и характерный набор орудий. Один из древних памятников, связанных с ранними европейскими земледельцами, был обнаружен под водами озера Браччано, расположенном неподалеку от Рима. Подводные исследования поселения, получившего название Ла-Мармотта, принесли богатую коллекцию находок, среди которых выделяются предметы из органических материалов возрастом больше семи тысяч лет, например, пять лодок-долбленок (каноэ).

Никколо Маццукко (Niccolo Mazzucco) из Пизанского университета совместно с коллегами из Аргентины, Германии, Испании, Италии и Франции исследовал три наиболее хорошо сохранившихся деревянных серпа, найденных во время раскопок ранненеолитического памятника Ла-Мармотта. Хотя подводные раскопки этого поселения прекратились еще в 2006 году, ранее эти находки не публиковались. Радиоуглеродное датирование показало, что культурные слои этого памятника датируются примерно 7570–7165 лет назад.

Первый серп с девятью каменными вкладышами нашли в 2000 году. Его рукоять имеет размеры 8,5 на 1,8 на 1,2 сантиметра, а изогнутая режущая часть — 18,5 на 4,5 на 1,2 сантиметра. Второй серп с восьмью вкладышами обнаружили в 2005 году. Размер его рукояти составил 18 на 2 на 1,6 сантиметра, а лезвия изогнутой формы — 18,2 на 4,2 на 1,2. Третий артефакт с тремя вкладышами нашли в 1996 году. Размеры его рукояти составили 9×5,9×1,3 сантиметра, а изогнутого лезвия — 16,5 на 3 на 1,1. Ученые отметили, что неолитические серпы оказались заметно меньше по длине, нежели те, что использовались в исторические времена. Но по этому показателю они похожи на роговые орудия возрастом около 7500–8200 лет, найденные в Болгарии.

Микроскопический анализ показал, что на всех трех серпах присутствуют следы износа. Судя по всему, неолитические жители поселения Ла-Мармотта срезали этими орудиями растения под самый корень, из-за чего на каменных вкладышах остались специфические следы. По заключению ученых, в качестве сырья для изготовления двух серпов использовалась дубовая древесина (Quercus), для еще одного — древесина таксона из семейства розовые (Rosaceae). Такое сырье использовалось на поселении Ла-Мармотта и для изготовления других предметов. С помощью газовой хроматографии — масс-спектрометрии исследователи установили, что на всех трех орудиях присутствует смола, полученная из сосновых деревьев (Pinaceae), которая служила клеящим веществом.

Палеоботаническое исследование показало, что на двух серпах присутствуют микроостатки пшеницы (Triticum) и ячменя (Hordeum). Это подтверждает, что орудия использовались для жатвы. На третьем же серпе исследователи нашли неожиданно много пыльцы растений из рода омежник (Oenanthe). Некоторые виды растений из этого рода, по сообщениям ученых, обладают фармакологическими свойствами и используются в качестве лекарственных растений. Кроме того, эти растения обладают психоактивным эффектом. Возможно, обнаруженная пыльца отражает те виды растений, которые были срезаны серпом при последнем использовании. Но это также может объясняться условиями осадконакопления на этом памятнике.

Недавно на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных эпохе неолита в Европе. Так, биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев. А палеозоологи выяснили, что балканские скотоводы нового каменного века охотились на косуль.

Первые люди пришли в Закарпатье около 1,42 миллиона лет назад