Генетики выяснили происхождение британцев эпохи неолита

Исследователи разобрались в происхождении неолитических жителей Британии, которые начали заниматься фермерством, говорится в Nature Ecology&Evolution. Оказалось, что они были потомками фермеров, которые пришли в Европу с берегов Эгейского, а затем вдоль Средиземноморского побережья добрались сначала до Иберийского полуострова, а потом и до Британских островов.

Переход от охоты и собирательства к фермерству является одним из важнейших процессов в развитии человечества, и поэтому ученые уделяют много внимания этому процессу. Предположительно, в Европе земледелие и скотоводство появилось вместе с фермерами с побережья Эгейского моря (Эгейскими неолитическими фермерами). Они пришли в остальные части континента двумя путями: вдоль Средиземноморского побережья и через центральную часть в Северную Европу. По пути фермеры смешивались с местными жителями — мезолитическими охотниками-собирателями.

Если с континентальной частью Европы ситуация примерно понятна, то что происходило в Великобритании — до сих пор до конца не ясно. Фермерство возникло там примерно на тысячу лет позднее, чем на соседних территориях на континенте. Генетические данные об охотниках-собирателях, обитавших на острове в мезолите, тоже отсутствуют. Около шести тысяч лет назад здесь резко изменилась материальная культура, с чем согласны все археологи, но что послужило причиной ее изменения, миграция или заимствование новых технологий, непонятно.

Британские и американские исследователи под руководством Дэвида Рейха (David Reich) из Гарвардской медицинской школы, Марка Томаса (Mark G. Thomas) из Университетского колледжа Лондона и Йена Барнса (Ian Barnes) из Музея естественной истории в Лондоне решили разобраться в этом вопросе. Для этого они отсеквенировали и проанализировали геномы шести мезолитических охотников-собирателей, которые жили на острове 10,75–5,8 тысячи лет назад, и 16 неолитических фермеров, останки которых датировались периодом 5,9–4,3 тысячи лет назад. Также ученые проанализировали уже известные геномы 51 неолитического жителя острова, 67 их современников из континентальной Европы и геномы 300 человек из 142 популяций, которые собрали в рамках  The Simons Genome Diversity Project.

Оказалось, что около шести тысяч лет назад одну популяцию на острове Великобритания сменила другая. Люди, жившие ранее этого времени, генетически были похожи на мезолитических охотников-собирателей из Скандинавии и Западной Европы (их останки были найдены, в частности, во Франции, Испании и Люксембурге). Островитяне, жившие позднее шести тысяч лет назад, были генетически сходны с неолитическими жителями Центральной Европы и Иберийского полуострова. При этом они на 74 процента были генетически похожи на Эгейских неолитических фермеров.

Чтобы выяснить, откуда в геноме неолитических островитян появилось эгейское «наследство», и каким образом на острове появились неолитические переселенцы, авторы исследования проанализировали сходство геномов островитян и жителей Центральной Европы и Иберийского полуострова, живших в раннем неолите. Оказалось, что древние британцы были больше генетически похожи на жителей Иберии. Это, по мнению ученых, говорит о том, что британские переселенцы произошли от фермеров, двигавшихся вдоль Средиземноморского побережья.

Также исследователи оценили время, когда пришельцы с континента смешались с мезолитическими охотниками-собирателями в Великобритании и откуда они появились на острове. Это, вероятно, произошло в период 5,98–5,72 тысячи лет назад. На то, чтобы занять всю Великобританию, включая соседние Оркнейские острова, у переселенцев ушло от 59 до 386 лет.

Пару лет назад эта же группа ученых выяснила, что произошло с неолитическими фермерами потом. Около 4,4 тысяч лет назад их вытеснили пришедшие с континента представители культуры колоколовидных кубков. Они же «подарили» островитянам более светлую кожу.

Палеогенетики перечитали геном Этци