Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» вышла в первый рейс

Научно-исследовательское судно «Северный полюс» вышло в свой первый рейс, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. На нем в Центральную Арктику отправится экспедиция, которая продолжит исследования региона, начатые в 1930-х годах.

41-я арктическая дрейфующая полярная станция продолжит регулярные исследования центральной Арктики, которые начались в 1937 году с открытием первой советской подобной станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП), которую запустили в эксплуатацию в августе, создана для проведения круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно прибывает к месту дрейфа, а затем вмораживается в лед и может обеспечивать автономную работу экипажа и научной экспедиции до двух лет.

Строительство платформы началось в 2018 году по заказу Росгидромета, в 2020 году судно спустили на воду. На платформе есть все необходимое для жизни экипажа и ученых, на ней расположены 15 лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием для исследований, а также есть вертолетная площадка. Экипаж судна — 14 человек, еще 34 человека — научный персонал.

1 сентября 2022 году платформа «Северный полюс» вышла в первый рейс — спустя почти 10 лет с момента начала работы последней российской научной дрейфующей станции «Северный полюс-40». В середине месяца экспедиция стартует из Мурманска и отправится в сторону Новосибирских островов. Примерно за две недели судно должно добраться к месту вмораживания. Планируется, что экспедиция «Северный полюс-41» начнет работу в начале октября, вокруг платформы развернут научный лагерь, где также будут проводить исследования, наряду с работой на борту.

Ученые проведут ряд геологических, акустических, геофизических, океанографических и других исследований. Оборудование, расположенное на платформе, позволит изучить арктическую среду комплексно: дно, свойства воды и льда, течения, верхние слои атмосферы. Также в корпус судна встроены датчики, измеряющие силу сжатия льда, что позволит получить важную информацию для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути.

Российские исследования продолжаются и в Антарктиде. Там начали собирать новый зимовочный комплекс станции «Восток» — единственной российской внутриконтинентальной антарктической станции, основанной в 1957 году.

Надежда Чекасина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Полуприцеп с электроприводом повысил топливную эффективность фуры на 36 процентов

Он может превратить любой тягач в своеобразный гибрид