В Индонезии завершилась 34 Международная олимпиада по информатике, по результатам которой российские школьники завоевали три золотые и одну серебряную медали. В неофициальном зачете выше оказались лишь участники из Китая и Японии, получившие по четыре высших награды, сообщается в пресс-релизе Министерства просвещения.
Международная олимпиада по информатике (IOI) ежегодно проводится с 1989 года, когда впервые она состоялась в болгарском городе Правец. В нынешнем году уже 34-е по счету состязания проходили с 7 по 15 августа в индонезийском городе Джокьякарта, собрав более 600 участников из 90 стран мира. Само соревнование состояло из двух дней. В каждый из них участникам предлагалось решить и запрограммировать три алгоритмические задачи. В нынешнем году Международные олимпиады школьников вновь проводятся в очном формате, однако участники из России принимали в ней участие дистанционно. В следующем году состязания должна принять Венгрия.
По итогам 34 Международной олимпиады IOI-2022 российские школьники, выполнявшие задания на базе МФТИ, завоевали четыре медали. Александр Бабин из красноярской школы № 149, Данила Клищ из челябинского физико-математического лицея № 31, а также Всеволод Нагибин из новосибирской гимназии № 6 получили золотые медали. Кроме того, серебряной награды удостоился Федор Ромашов из Специализированного учебно-научного центра МГУ.
Лучше российских участников выступили школьники из Китая и Японии, которые завоевали по четыре золота. Кроме того, аналогичного результата — три золотые и одна серебряная награда — добились участники из США. Процесс подготовки российских школьников шел с ноября минувшего года под руководством Андрея Станкевича из ИТМО и его заместителя — Алексея Малеева из МФТИ.
В этом году российские школьники успели отметиться и на других олимпиадах. Так, на Международной физической олимпиаде они завоевали пять золотых медалей, по четыре — на олимпиадах по химии и биологии, три — на олимпиаде по математике.
Михаил Подрезов
Насколько высок риск инбридинга языковых моделей
В июле 2024 года в Nature вышла статья британских и канадских специалистов по искусственному интеллекту, которые задались вопросом: что произойдет с обучением нейросетей, когда интернет заполонят тексты, написанные другими нейросетями (а ждать уже недолго)? Ученые проанализировали, как современные языковые модели генерируют тексты, если и учатся на таких же сгенерированных текстах — и пришли к неутешительным выводам: языковые модели ждет вырождение. Но действительно ли стоит бить тревогу по поводу будущего генеративного искусственного интеллекта?