Они набрали 99 баллов из 100 возможных
Команда российских школьников и выпускников успешно выступила на первой Международной олимпиаде по искусственному интеллекту (IOAI-2024), которая проходила с 9 по 15 августа в городе Бургас в Болгарии. Российская сборная заняла первое место в решении задач в области машинного обучения и компьютерного зрения и второе место в задаче по обработке естественного языка. Набрав в общем зачете 99 баллов из 100 возможных, российская команда оказалась на первом месте среди 41 команды участников из разных стран. Об этом N + 1 рассказал один из тренеров сборной, Александр Гущин.
В Болгарии завершилась первая Международная олимпиада по искусственному интеллекту IOAI-2024. Соревнование, в котором принимали участие ученики старших классов, проходило с 9 по 15 августа в городе Бургас. Оно было разделено на два раунда. В первом участникам предстояло за ограниченное время решить ряд задач в области машинного обучения, компьютерного зрения и обработки естественных языков, а второй раунд был посвящен более творческому заданию — генерации видео под музыкальный трек. Кроме этого, в течение месяца перед олимпиадой проходил предварительный домашний этап, в рамках которого, участники решали похожие задачи. Оценки за домашний этап также давали вклад в итоговый результат соревнования.
Всего в олимпиаде приняла участие 41 команда старшеклассников из 34 стран, причем от каждой страны могло быть больше одной команды. Россию представляли ученики и выпускники московской школы «Летово», которые из-за санкционных ограничений выступали под флагом Центрального университета. В состав сборной вошли Андрей Грицаев, Анастасия Гайнуллина, Андрей Громыко и Николай Курлаев.
Российские школьники стали первыми в решении задач по машинному обучению и компьютерному зрению, и вторыми — в задаче по обработке естественного языка. Во втором раунде команда взяла серебро. В общем зачете российская сборная набрала 99 баллов из 100 возможных, заняв в итоге первое место и обойдя на 24 очка команду из Польши. Третье и четвертое места заняли представители Сингапура.
Подготовкой команды занимались преподаватели Центрального университета Александр Дьяконов, Иван Стельмах и Александр Гущин, а также эксперты в области машинного обучения Илья Карчмит, Татьяна Гайнцева, Дмитрий Ульянов и Марк Потанин.
В этом году российские школьники также выиграли четыре золотые медали на Международной математической олимпиаде, которая проходила в Великобритании.
Насколько высок риск инбридинга языковых моделей
В июле 2024 года в Nature вышла статья британских и канадских специалистов по искусственному интеллекту, которые задались вопросом: что произойдет с обучением нейросетей, когда интернет заполонят тексты, написанные другими нейросетями (а ждать уже недолго)? Ученые проанализировали, как современные языковые модели генерируют тексты, если и учатся на таких же сгенерированных текстах — и пришли к неутешительным выводам: языковые модели ждет вырождение. Но действительно ли стоит бить тревогу по поводу будущего генеративного искусственного интеллекта?