Палеогенетики подтвердили родство таштыкских мумий с сибирскими скифами

Российские палеогенетики впервые прочитали два генома представителей таштыкской археологической культуры, которые проживали в Минусинской котловине в раннем железном веке, и обнаружили, что эти люди были генетически близки к носителям более древней тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру. ДНК удалось прочитать из образцов биологического материала, взятых из мумий мужчины и женщины, останки которых были раскопаны в 1969 году в погребении III–IV веков нашей эры Оглахтинского могильника. Результаты этой работы представлены в виде доклада на церемонии подписания четырехстороннего сотрудничества между Государственным Эрмитажем, Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Медико-генетическим центром «Genotek» и компанией «Гротекс».

В начале нашей эры на территории Минусинской котловины сложилась таштыкская археологическая культура. Она возникла в результате смешения представителей местной тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру, и мигрантов-монголоидов, оказавшихся в Южной Сибири во II–I веках до нашей эры. Пережив этап становления, новая культура просуществовала до VI–VII века нашей эры. Археологи считают, что преобладающую роль в хозяйстве таштыкцев играло скотоводство, о чем свидетельствует большое количество приносимых в жертву во время похорон и поминок коров, лошадей и овец. Серьезным подспорьем выступала охота на пушного зверя, а также земледелие, носившее подсобный характер.

Хотя известны и поселения таштыкцев, основную информацию об этих людях ученые получили в ходе исследований грунтовых могильников и склепов. Своих умерших представители этой культуры хоронили как по обряду ингумации (трупоположения), так и кремации (трупосожжения), причем в последнем случае обожженные кости порой вкладывались в так называемую погребальную куклу (манекен). Кроме того, обряд мог быть многоэтапным — недавно археологи обнаружили, что таштыкцы эксгумировали большую часть останков покойного из одного погребения, после чего аккуратно закрыли сруб. Для умерших эти люди сооружали в грунтовых ямах бревенчатые срубы, которые сверху перекрывались бревнами, горбылями, берестой и землей, или каменные склепы. Отдельную группу погребений представляют собой могилы небольших детей, которых хоронили в срубиках, колодах или ящичках, помещенных в неглубокие ямки. Среди таштыкцев были распространены и другие погребальные практики, включая человеческие жертвоприношения.

В Боградском районе Республики Хакасия, на левом берегу Енисея, находится самый известный памятник таштыкской культуры — Оглахтинский грунтовый могильник. Его случайно обнаружил еще в 1902 году местный житель, который верхом на лошади провалился в погребальную камеру из лиственничных бревен, не выдержавшую тяжести грунта и всадника. Первые археологические раскопки на этом памятнике начались уже в следующем году и с перерывами продолжаются до настоящего времени. Особенностью этого могильника выступает то обстоятельство, что местный микроклимат позволил хорошо сохраниться органике, включая человеческие останки, одежду и деревянные предметы.

В 1969 году археологи раскопали в Оглахтинском могильнике погребение-4, внутри которого находились останки четырех взрослых людей в виде двух мумий (мужчины и женщины) и двух погребальных кукол, а также кости одного ребенка. Кроме того, в могиле находились погребальные принадлежности: подголовья, лицевые покрывала, посмертное оформление лиц, деревянная и глиняная посуда, а также овечьи кости и останки крупного рогатого скота. Недавнее исследование хорошо сохранившейся погребальной куклы из этого погребения показало, что внутри нее находились останки мужчины 20–45 лет. Весь этот комплекс материалов, включая деревянный сруб, хранится в Государственном Эрмитаже. Радиоуглеродный анализ показал, что погребение датируется 254–306 годами нашей эры.

Артем Недолужко (Artem Nedoluzhko) из Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с российскими коллегами решил восполнить пробел в знаниях о генетике таштыкского населения — в отличие от многих других древних сибирских культур их геномы ранее прочитаны не были. Для этого они взяли образцы биологического материала из мумий взрослых и костей ребенка, найденных в погребении-4 Оглахтинского могильника. Так, для исследования использовались фаланги мизинцев левых рук мужчины и женщины, а также зуб и плюсневая кость ребенка.

С помощью секвенатора HiSeq2500 ученым удалось прочитать полные геномы мужчины и женщины с трехкратным покрытием, но, как это часто бывает с древней ДНК, покрыты оказались не все области. Палеогенетики обнаружили, что оба взрослых человека принадлежали к одному и тому же субкладу I4a1 митохондриальной гаплогруппы I и потенциально могли быть родственниками по материнской линии. Возможно, они были братом и сестрой, но подтвердить это можно будет после получения дополнительной генетической информации о таштыкцах. В прошлых исследованиях этот субклад был найден лишь у одного индивида из Минусинской котловины, чьи останки раскопали в могильнике Сабинка-II, относящемся к карасукской археологической культуре позднего бронзового века.

Исследование генома мужчины показало, что он принадлежал к Y-хромосомному субкладу R1a1a, то есть к гаплогруппе R1a, которая была распространена среди населения Евразийской степи и Северного Кавказа в бронзовом и раннем железном веках. Метод главных компонент и анализ ADMIXTURE продемонстрировали, что генетические профили мужчины и женщины были близки образцам предшествующей тагарской культуры и образцам с территории Восточного Казахстана I тысячелетия до нашей эры – начала нашей эры, а также Киргизии первой половины I тысячелетия нашей эры. Это предполагает генетическое родство оглахтинских мумий с синхронным населением предгорий Тянь-Шаня, а также населением Минусинской котловины скифского периода.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, связанных с таштыкской культурой. Так, археологи нашли редкую костяную плакетку с изображением сцены охоты, раскопали погребение с женским скелетом и погребальной куклой, а также выяснили, что под монголоидной погребальной маской находился таштыкец-европеоид.

Михаил Подрезов