Найденный в Приазовье 61 год назад зуб назвали неандертальским

Российские палеоантропологи изучили второй моляр, найденный в 1961 году во время раскопок палеолитического памятника Рожок-1, и пришли к выводу, что он принадлежал взрослому неандертальцу. Они отметили, что исследование зубной коронки указало на сходство между восточноевропейскими и азиатскими микокцами. Вероятно, маршрут миграции неандертальцев, связанных с микокской индустрией, пролегал из Восточной Европы на Кавказ (и далее на Алтай) через Северное Приазовье. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution.

В эпоху среднего палеолита у неандертальцев сложилась своеобразная технология изготовления каменных орудий, которая известна как микокская индустрия (культура). Свое название она получила в честь памятника Ла-Микок, расположенного во Франции. Для нее характерны рубила с круглым основанием и вогнутым одним из краев, скребки и ножи с двусторонней ретушью (бифасиальные ножи). Памятники, где были найдены микокские орудия, распространены от Франции до Русской равнины. Кроме того, каменные орудия, найденные на Алтае в Чагырской пещере, также оказались схожи с микокскими.

В Северо-Восточном Приазовье, на берегу Таганрогского залива, находится памятник Рожок-1, который был открыт в 1961 году. В общей сложности там обнаружили шесть культурных слоев, которые представляют собой остатки кратковременных сезонных охотничьих лагерей. Помимо древних очагов, археологи обнаружили там многочисленные каменные орудия, кости животных, а также единственную антропологическую находку — зуб ископаемого человека. Первые исследования этого моляра не позволили определить, принадлежал он человеку современного анатомического типа (Homo sapiens) или неандертальцу (H. neanderthalensis). При этом в одной из недавних работ ученые пришли к выводу, что он принадлежал «сапиентному мустьерцу».

Российские ученые под руководством Алисы Зубовой (Alisa Zubova) из Кунсткамеры исследовали зуб гоминина, найденный в 1961 году в IV культурном слое памятника Рожок-1. Находка, хранящаяся в настоящее время в Кунсткамере, представляет собой постоянный второй левый моляр, который принадлежал взрослому индивиду. Результаты радиоуглеродной датировки этой стоянки оказались неоднозначными, но, вероятно, ей больше 40 тысяч лет.

Ученые решили прибегнуть к анализу пропорций зубной ткани — методу, который хорошо позволяет отличить друг от друга зубы неандертальца и кроманьонца. Они отметили, что коронка моляра сохранилась достаточно хорошо, в то время как корни отсутствуют. Для сравнения они привлекли многочисленные опубликованные данные по зубам людей современного анатомического типа, людей среднего плейстоцена из пещеры Сима-де-лос-Уэсос и неандертальцев, чьи останки, в частности, были найдены в Эль-Сидроне, Ле-Мустье, Крапине, в Чагырской пещере и на некоторых других памятниках.

Ученые сделали микрокомпьютерную томографию зуба, после чего исследовали его морфологию. В результате исследования они пришли к выводу, что зуб принадлежал неандертальцу, на что, в частности, указали внутренняя структура моляра и пропорции дентина и эмали (более тонкая эмаль характерна для неандертальцев). Палеоантропологи отметили, что анализ зубной коронки указал на сходство между восточноевропейскими и азиатскими микокцами. Однако этот показатель нельзя рассматривать в качестве надежного свидетельства родства между двумя популяциями, поскольку на формирование коронки, помимо наследственности, влияют условия окружающей среды.

Вместе с тем палеоантропологи отметили, что исследование древней ДНК выявило генетическое родство между неандертальцами из Чагырской и Мезмайской пещер, а также между индивидами из Мезмайской пещеры и пещеры Стайня. Это позволило построить связь между Восточной Европой, Кавказом и Алтаем. Находка с памятника Рожок-1 может свидетельствовать о том, что маршрут миграции неандертальцев, связанных с микокской индустрией, пролегал, в том числе, через Северное Приазовье.

После выхода заметки в нее внесены правки, касающиеся руководителя исследования

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных неандертальцам. Так, палеоантропологи обнаружили в Иране молочный зуб, который принадлежал шестилетнему неандертальскому ребенку, жившему около 43–41 тысячи лет назад. Это стало всего лишь второй находкой останков этих древних людей, сделанной на территории Ирана.

Сапиенсы пришли на восток современной Германии более 45,8 тысячи лет назад